Г.МАМЕДЗАДЕ
В недавнем интервью агентству GSRW, глава Национального банка Азербайджана Эльман Рустамов сообщил, что, руководимая им, финансовая структура вступила в новое десятилетие со стратегическим планом развития на 2001-2004 годы.
Раскрывая формулу обозначенной стратегии, Рустамов отметил, что на данном этапе перед ними стоит цель сформировать эффективный механизм управления, прежде всего, монетарного, создания гибкой институциональной структуры.
Эльман Рустамов заявил, что “НБА примет меры для усовершенствования механизма денежно-кредитного регулирования, обеспечения гибкости применения его инструментов и осуществления четкой курсовой политики с учетом сложившейся в стране макроэкономической ситуации”. Нельзя отрицать тот факт, что набирает нежелательные обороты “долларизация национальной экономики”, против чего также будет сконцентрирована стратегическая линия действий НБА, параллельно направленная на улучшение денежного обеспечения экономики и общей структуры денежного обращения.
Разумеется, что осуществление этих задач возможно только при наличии высокоподготовленного профессионального состава менеджеров, поэтому кадровые вопросы глава НБА совершенно справедливо рассматривает в качестве первостепенных.
Особенно если учесть, какой фронт работ в ближайшие пять лет предстоит осуществить представителям банковской системы, планирующим внедрять также разработанную собственными усилиями программу регулирования и контроля валютного курса в Азербайджане. Аналитики тревожно прогнозируют, что поступления валюты в казну страны за счет нефтяных доходов могут спровоцировать пропорциональный рост манатной массы, что в настоящих условиях неизменно приведет к инфляционным скачкам.
В настоящее время сложно предвидеть, какие “показатели” выдаст возможная инфляция, но однозначно, что в качестве пострадавших окажутся прежде всего начинающие предприниматели.
При этом НБА не ограничивается определением предполагаемого диагноза болеющей экономики, а предлагает пути выхода из этой ситуации в рецептах своей программы. Так, финансисты рекомендуют бонусы от экспорта нефти “осадить” на зарубежных счетах Нефтяного фонда. “При увеличении этой выручки НБА параллельно увеличит ее манатный эквивалент”, надеются в данном случае аналитики.
Инфляция, по их мнению, будет продолжаться максимум до 2003 года, и лишь после преодоления 5% инфляционного рубежа, Нацбанк эмитирует и разместит Ноты на манатную массу, таким же способом и далее управляя денежной массой. Правда, пока не ясны сроки, частота и место размещения Нот.
Так, некоторые скептики ищут слабые места и в столь многообещающей стратегии НБА, высказывая сомнения относительно размеров так называемой долларизации экономики, что затрудняет и прогнозирование соотношения манатной и долларовой массы.
Вызывает сомнения и прозрачность действий НБА на рынке ценных бумаг, но это уже другой разговор. Хотя позитивно ориентированные реформы в любом случае надо приветствовать, особенно если они касаются экономики в целом и финансовой структуры, в частности.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год