АБДУЛЛА АЗЕРИ
Госбюджет является главным финансовым документом страны и мощнейшим инструментом реализации экономической политики правительства.
В нем сосредоточены интересы всех слоев населения – одни участвуют в формировании доходов, другие используют бюджетные средства. Поэтому его исполнение должно быть подконтрольно общественности.
Госбюджет на 2001 год формировался на основе прогнозов социально-экономического развития страны, при уровне ВВП 21 триллионов манатов. Основные макроэкономические показатели бюджета 2001 года: – доходы 4175 млрд. манатов ($907,6 млн.), соотношение дохода бюджета к ВВП 19,9%; – расходы 4595 млрд.манатов ($998,9 млн.), соотношение к ВВП 21,9%; – дефицит 420 млрд. манатов ($91,3 млн.долл.).
Бюджетные средства складываются из налоговых и вненалоговых поступлений, причем первые должны составлять 90-95%. Не случайно отношение уровня доходов бюджета к ВВП используется в мировой практике как индикатор уровня либерализации экономики. В развитых странах эта цифра составляет 33-35%.
В Азербайджане, согласно прогнозу социально-экономического развития на 2001 год, отношение доходной части бюджета к ВВП должен составить 19,9%. Согласно официальным данным, макроэкономические показатели (МЭП) социально-экономического развития в январе-феврале текущего года успешно выполнены.
Так, в первые два месяца этого года к соответствующему уровню 2000 года обеспечен рост: ВВП – 8,2%; промышленное производство – 6,6%; сельскохозяйственное производство – 2,7%; капстроительство – 0,4%; транспорт – 25,2%; товарооборот – 9,1%; платные услуги – 5,1%; внешнеторговый оборот – 31,4%. Вместе с тем, по данным Госкомстата, в январе-феврале 2001 года госбюджет по доходам исполнен на 76,5%. Вместо прогнозируемых 574,3 млрд. манатов в бюджет было собрано 439,4 миллиарда. По линии Минналогов в бюджет поступило 323,6 млрд. манатов (71,2% от прогноза), таможенного комитета – 110,5 млрд. манатов (100,2%).
Таким образом, все основные макроэкономические покозатели выполнены, однако в сфере бюджетных сборов наблюдается резкое снижение. Естественно, ничего, кроме удивления, это вызывать не может. Объяснить происходящее очень трудно, ибо отношение доходной части бюджета к ВВП по итогам января-февраля 2001 года составляет всего 12.07%, вместо прогнозируемых 19,9% по году. Тем более макроэкономические показатели успешно выполнены!
Экономическая ситуация в стране такова, что правительство строго следит за изменением мировых цен на нефть. Так, с начала текущего года и цена на нефть составила 25,5-26 долларов за баррель, что намного больше 22-23 долларов, заложенных в бюджет 2001 г. То есть и в этом случае правительство застраховало риск. Тогда в чем же дело?
Получается парадоксальная ситуация: бюджетный недобор происходит при стабильной тенденции роста основных МЭП страны. Может быть, объем ВВП подсчитан неверно? Или же нам нужно ежемесячно рапорторвать о росте ВВП и его объемах на душу населения. Ведь это очень важно для МВФ и других кредиторов. А то, что доходы бюджета в расчете к ВВП падают, не очень-то и важно…
Чтобы лимитировать расходную часть бюджета, МВФ установил для Азербайджана соотношение расходов бюджета, не покрытых доходами к ВВП на уровне не более 2,5-3%. В результате же недобора доходов госбюджета за 2 месяца 2001 года Минфин “вынужден” был резко сократить расходную часть, которая было выполнена лишь на 54,9%. Иными словами, правительство сократило финансирование, в основном, социальных программ.
Макроэкономические показатели и госбюджет – это зеркало, в котором реально отражается экономическое положение страны. Если в отчетных данных этих показателей наблюдаются какие-то парадоксы, то есть не стыкуются взаимосвязанные расчетные показатели, то Минэкономики, Минфин и другие ведомства более высокого ранга, проанализировав создавшееся положение, должны внести продложения по исправлению ситуации. Но этого не происходит.
И поскольку указанные сбои в экономике страны никого в правительстве особо не беспокоят, эксперты предлагают учесть некоторые моменты. Во-первых, налоги со значительной части прибыли, по разным причинам, не выплачиваются. Возможность для этого создают огромные масштабы коррупции. Происходит это, в основном, в теневой экономике, удельный вес которой в Азербайджане чрезвычайно высок, по данным Всемирного банка, более 60%.
Все это, разумеется, ослабляет налоговую базу. Во-вторых, не работают многие промышленные предприятия, а большинство работающих завершают хозяйственный год с убытком. Общая деловая и хозяйственная обстановка в стране находится на очень низком уровне. В-третьих, платежный кризис оказывает отрицательное воздействие на сбор налогов.
По состоянию на 1 марта 2001 года взаимные дебиторские долги предприятий (без учета внутрисистемных долгов) составили 16 трлн. манатов, что, в свою очередь, приводит к росту долгов по налогам. По данным Минналогов, на 1 марта нынешнего года бюджетные долги по налогам составили 5,8 трлн. манатов, что в 16(!) раз больше запланированных на 2001 год сборов.
P.S. По итогам января-февраля 2001 года расходы бюджеты меньше доходов на 84,4 млрд. манатов. По мнению экспертов, в этом виновны Минфин и Нацбанк страны.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год