Ш.АББАСОВ
Описанная в субботнем номере “Эхо” политологом Эльдаром Намазовым идея создания объединения центристских сил, названное журналистами “третьей силой”, серьезно дискутируется общественностью. Однако до сих пор открытым остался ряд вопрос в связи с этой инициативой. Некоторую ясность в идею “третьей силы” в интервью “Эхо” внес президент фонда стратегической кооперации “Евразия” Рашад Рзакулиев, имя которого называется в числе учредителей нового объединения.
– Ваше имя связывается с формированием в стране “третьей силы”. В истории Азербайджана уже были попытки создания подобных структур, которые не увенчались успехом. Чем ваша попытка отличается от предыдущих?
– В самом начале хочу предупредить во избежание недоразумений – выступаю от собственного имени. Разберемся с термином “третья сила”. Дикие терминологические “измышлизмы” ряда наших политиков поражают, мягко выражаясь, далеко не стандартным “полетом мысли”. В политологии существует четкое функциональное обозначение выражения “третья сила”. Это ситуационное обозначение в рамках формулы “власть-партии-общество”, где именно общество, общественное мнение, общественные институты – одно из основных государство образующих рычагов развития.
Проблема же совсем в другом. Серия скандалов и провокаций, произошедших в стране за последние 3-4 месяца, беспрецедентна по своей плотности и накаленности. Все начиналось солидно – с объявления на съезде партии “Ени Азербайджан” “крестового похода” против инакомыслия в стране. А заканчивается фиаско Азербайджана в ПАСЕ, очередным провалом создания общеоппозиционного единства и усиленным зондажем по вопросу присоединения нашей страны к Турции. Анализируя их, легко замечаешь общие черты – неумолимо наступает универсальный кризис.
Положен конец усыпляющим байкам о “согласии и примирении” в обществе. Посему любая попытка объединить два мира – власть и радикальную оппозицию – приводит к формированию очередной нежизнеспособной утопии. Кто-то из ведущих политиков готовится сдать государственность страны в обмен на мифическое кресло в “белом доме”, кто-то в срочном порядке переводит остатки наворованных капиталов в зарубежные банки и пакует чемоданы…
Технология современной политики проста – информационное влияние перерастает в политическое, политическое перерастает в экономическое, экономическое вновь перерастает в информационное. Поэтому виртуальная политическая среда, созданная СМИ, избирательное выпячивание бездарей от политики (и от власти, и от оппозиции), как средство воздействия на общественное мнение, формирует таковое – вымышленно-уродливое и лживое. Фантастическое количество грязи, лжи и провокаций, стравливание всех и вся. Идет война на уничтожение, полное и очевидное, отсутствие конечной, общенациональной цели и стратегии. Любые попытки заговорить о деле тут же пытаются заглушить.
То, что окружает сегодня нас, – отвратительно. Это общее неподдельное ощущение – единственно возможная реакция на происходящее в стране. Кого-то это бесит. Кого-то до глубины души возмущает. У кого-то на это закипает ярость, у других – опускаются руки. А ситуация тем временем только ухудшается. Тогда как же быть?
Бывают времена, когда честные, нормальные люди политику избегают. Ведь все заняты своим делом, своими семьями, перманентным поиском пропитания, а политика – “дело грязное, и мир не изменить”. Поэтому, как принято считать, нормальным людям не до политики.
Когда ты не понимаешь, что происходит вокруг, то тебе нечего стыдиться. А когда начинаешь сначала сердцем, а потом умом понимать, то спокойно жить с этим уже не можешь. Поэтому начинается поиск. Поиск пути спасения страны, нации и самоих себя. Поэтому инициатива одного из авторов Карабахской хартии Эльдара Намазова по созданию центристского движения в Азербайджане, мобилизующего здоровые силы как власти, так и оппозиции, всего общества вне зависимости от политической, этнической, конфессиональной принадлежности – единственная альтернатива наступающему коллапсу.
Сегодня у людей, обеспокоенных судьбой страны, есть потребность в единении. Такое единение потребует выработать новые формы сотрудничества и общественного действия, которые должны будут уберечь страну от разложения. Страна лишь тогда будет принадлежать народу, когда лучшие окажутся у власти. Когда лучшие представители нации скажут: “Это наша земля, и мы готовы нести за нее ответственность”. Мобилизация общества в рамках центристского движения в стране неизбежна! Мобилизация, которая станет политикой каждого гражданина Азербайджана! Мобилизация как обязанность и ответственность, а во времена критические – долг перед Родиной.
– Чем вы можете объяснить шумиху, поднятую вокруг этой информации?
– Вероятно, серьезностью намерений инициаторов как выразителей определенного социального заказа. Новизной постановки вопроса и технологиями реализации этого общенационального проекта. А главное – неотвратимостью успеха. Всякое социально новое деяние, попытка создать новый стиль жизни предполагает замысел, воплощение его в слово, заинтересовывающее общество. А затем – осуществление в деле.
Можеть быть, пришло понимание и время новых людей в политике – эффективных носителей принципа солидарности и единения.
– Каковы ваши прогнозы? Готовитесь ли вы к негативной реакции власти и оппозиции?
– Уверен, что философский конфликт между новым мышлением и “старыми извилинами” будет решен в пользу первого.
Все зависит от понимания и ответственности каждой из сторон. И понимания, что наша инициатива не направлена против этих лагерей.
Властям стоит задуматься над тем, что нынешняя стабилизация через застой и деградацию довольно обманчива. Трудно предположить, что та часть общества, которая окончательно осознала призрачность скорых перемен к лучшему, будет согласна так просто мириться с подобным положением. Социальная и психологическая неустроенность большинства населения чревата для нынешних правителей постоянными тревогами за свою власть. Казалось бы, они давно должны были понять, что пора остановить сползание страны на обочину современной цивилизации, и попытаться выработать программу, обеспечивающую цивилизационный прорыв.
Радикальная же оппозиция просто должна задуматься – что же может спасти страну и нацию от унижения и невежества, разорения и расчленения? Неужели настоящая (подчеркиваю – настоящая) война хижин с дворцами? Когда всякий, кто имеет мобильный телефон, будет обвинен в разграблении страны? Таких придурковатых деятелей, “обличителей” общественных язв, полно в каждой партии. Хуже, когда лидеры ведущих оппозиционных партий начинают считаться с такими людьми, путая их мнение с мнением народа.
Альтернативы общественному договору нет. Главное – ни одна из сторон (государство, общественные институты, партийные) не может диктовать другой, что она должна отдать стране. Необходимо только договориться.
– Не кажется ли вам, что время для подобных инициатив выбрано неудачное? Общая апатия населения, недоверие к политическим процессам, социальные проблемы подрывают любую благую цель?
– По-моему, не бывает времен хороших или плохих. Апатия – это страх перед будущим, это разочарование в идеалах и принципах, это беспомощное ожидание краха.
Сенека сказал однажды: “Государства и народы не умирают. Они убивают сами себя”. Примем сказанное великим философом априори. Как бы ни было тяжело, но выбор каждому гражданину страны делать придется. Выбор между действием и пораженческим ожиданием.
Можно говорить о многом, говорить правильно и говорить красиво. Но движение к цели начинается с поступка. Конкретного поступка конкретного человека. Чтобы совершить поступок, человек должен иметь нравственную позицию. Она не возникает сама по себе, она всегда – плод человеческого усилия. И мы призываем каждого к выработке собственной позиции.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год