“Нетрадиционное” телевещание в Азербайджане

Р.ОРУДЖЕВ

Вопрос о том, продолжатся ли трансляции трех российских телеканалов на Азербайджан, волнует многих.

До сих пор было известно, что, согласно прежнему договору на распространение вещания, заключенному между ныне не существующей компанией АВА и тремя российскими телеканалами, срок его действия уже истек аккурат в ночь на 1 января 2002 г. Несмотря на этот факт, неоднократно подтверждавшийся нашим Министерством связи и прежде, население страны, как известно, не потеряло возможности свободно смотреть любимые передачи и сериалы и после Нового года.

7 января мы попытались хоть как-то прояснить ситуацию, которую иначе чем запутанной просто не назовешь. Для этого в пресс-службу Минсвязи были направлены вполне конкретные вопросы по теме. Ответ поступил лишь 10 января, несмотря на то, что закон о СМИ обязывает все ведомства предоставлять журналистам ответы на интересующие их вопросы в течение одних суток. Но не это важно в данном случае. Интереснее выглядят объяснения, которые дал “Эхо” начальник отдела телекоммуникаций Минсвязи Афлатун Мамедов.

Выяснилось, к примеру, что “вещание программ России на республику” в настоящее время “осуществляется на основании подписанного с Россией” некоего межгосударственного соглашения, о котором до сих пор почему-то ничего известно не было. Впрочем, далее ответственный чиновник неожиданно заявляет, что “трансляция программ России продолжается сейчас в связи с тем, что ведутся соответствующие работы правительствами России и Азербайджана над проектом нового соглашения”.

И вновь абсурдная ситуация. С одной стороны, А.Мамедов дает понять, что сегодняшнее вещание ОРТ, РТР и НТВ на Азербайджан осуществляется на основании уже (?) подписанного межгосударственного соглашения. А потом выясняется, что вовсе и нет – нам просто “пока что” позволяют смотреть эти телеканалы в преддверии окончания межправительственных работ над проектом нового соглашения.

Где же тут логика? Получается, что чиновник Минсвязи опровергает собственные же слова. Для придания смысла всему сказанному А.Мамедовым можно сделать лишь один вывод – возможно, до заключения телекомпанией АБА договора о вещании с 3 российскими каналами между правительствами Азербайджана и России уже существовало какое-то подобное долгосрочное соглашение, действие которого не истекло и по сей день. Но ни о чем подобном слышать пока не приходилось. Напрашивается неутешительный вывод, что нынче весь Азербайджан смотрит российское ТВ на не совсем законных (как минимум) основаниях.

Одно лишь в словах начальника отдела телекоммуникаций вселяет надежду: “Со стороны Азербайджана нет ни одного препятствия для заключения соответствующего соглашения с целью дальнейшего вещания российских программ на республику”. И между прочим А.Мамедов отмечает, что для ускорения подписания нового соглашения официальные обращения уже направлялись руководству телеканалов РТР, ОРТ и НТВ, а также в Посольство России в Азербайджане.

Однако не менее важная проблема заключается в том, что сами российские телеканалы, похоже, не так уж и заинтересованы в продолжении собственного транслирования на территорию Азербайджана. Об этом говорит хотя бы то, что наши вчерашние попытки узнать о том, на какой стадии находятся переговоры о заключении новых соглашений между азербайджанским Минсвязи и российскими телеканалами, и нужно ли им вообще это соглашение, сути дела не прояснили. Ни пресс-секретарь ОРТ Михаил Богомолкин, ни директор дирекции регионального развития НТВ Валерий Михайлов не оказались готовы к нашим вопросам.

Обещали, правда, разобраться в ближайшее время и прояснить состояние дела. Но уже одно то, что сегодня ответственные лица в Москве мало осведомлены об этой, животрепещущей для нас проблеме, говорит о многом. К примеру, М.Богомолкин оказался даже не в курсе того, что вещание ОРТ в Азербайджане продолжается и сейчас, в новом году.

Свой комментарий по сложившейся ситуации дал для “Эхо” известный независимый азербайджанский юрист Фуад Агаев.

– Что касается иностранных каналов вообще и договорного регулирования телевещания на территории стран СНГ, насколько я знаю, подобные этому соглашения имели место только по отношению к телекомпании “Мир”. Но к данному случаю это отношения не имеет. И РТР, и ОРТ, и НТВ – это самостоятельно действующие хозяйствующие субъекты, юридические лица. И, естественно, трансляция их передач на территорию Азербайджана должна опираться прежде всего на соблюдение норм азербайджанского законодательства о телерадиовещании, включая определенные нормы и положения законов о СМИ, о связи, а также и некоторых нормативно-правовых актов, включая постановление Кабинета Министров о предоставлении права на пользование частотными каналами.

Насколько я знаю, подобного соглашения с этими тремя телекомпаниями азербайджанская сторона не имеет, и подобных лицензий они не получали. Тут я имею в виду период их вещания посредством компании АБА. И, естественно, трансляцию передач этих каналов на территорию Азербайджана законной назвать я бы не осмелился. Их вещание, я так полагаю, продолжается, исходя из каких-то мнимых политических интересов, но отнюдь не из тех интересов, которые основаны на законе.

При этом есть около десятка азербайджанских телекомпаний, которые в разное время лишились лицензии на вещание на частотных каналах. А сами российские телекомпании, насколько мне известно, с просьбами о продолжении их вещания здесь к нашим ведомствам даже не обращаются.

В то время как рыночные отношения в Азербайджане экстраполируются в том числе и на телерадиовещание, подобные уступки российским телекомпаниям – это уступки не только в идеологическом плане, не только политического и юридического свойства, я считаю, что это уступки и экономического характера. Ведь нам же известно, что сейчас за свою трансляцию на территорию Азербайджана российские телеканалы ничего не платят.

А в период действия компании АВА азербайджанский бюджет хотя бы что-то получал, да и сама АВА, как отечественное юридическое лицо тоже имела определенную прибыль за рекламу товаров и услуг. Сейчас нет ничего похожего.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: