В Баку встретились с ансамблем старинных инструментов

Д.КАРАКМАЗЛИ

Группа зарубежных ученых-искусствоведов из Англии, Кореи и Финляндии встретилась в Баку с участниками Государственного ансамбля старинных инструментов.

Руководитель ансамбля Меджнун Керимов познакомил гостей с возрожденными старинными инструментами. Это барбет, чегане, чогур, сантур, тамбур, рубаб, гопуз, кес-беюк нагара, звавшая характеров на битву, и другие.

Шесть из этих инструментов Меджнун Керимов сделал сам, потратив на изготовление каждого по три-четыре года. Показывая гостям инструменты, М.Керимов исполнял на них отрывки из музыкальных произведений, демонстрируя гостям их звучание. И поскольку инструменты эти изготовлены из живых материалов – пленка сердца буйвола, рыбья кожа, камыш, ценные породы деревьев и т.д., издаваемые ими звуки очень проникновенны. У каждого из демонстрируемых инструментов свой звук, вносящий в карту музыкальной культуры Азербайджана неповторимые краски.

Гости были, мягко говоря, поражены и откровенно признались, что нигде, ни в одной стране мира, им не приходилось видеть такой богатой коллекции старинных инструментов. К тому же они не могли не узнать в некоторых из них прародителей многих современных европейских музыкальных инструментов, к примеру таких, как арфа, лира и другие.

Перефразируя выражение “вначале было слово”, скажем, что вначале была музыка – самая древняя из всех видов искусств. Напомним, что во время археологических раскопок на территории Азербайджана были найдены бронзовые погремушки-бубенчики (II тысячелетие до н.э.), керамические птицы с мелкими камешками внутри и другие инструменты, с помощью которых наши предки извлекали первые бесхитростные звуки.

А самый интересный среди них и самый древний – это говал даш – камень-бубен в Гобустане, издающий при ударах о разные его части звуки разной высоты.

Затем стали появляться другие инструменты, более изощренные. Из трактатов выдающихся исследователей музыки – Сейфиаддина Урмеви (ХIII век), Абдул Кадыра Мараги (XVI- XV века), известно, что в средние века в Азербайджане было уже свыше 60 музыкальных инструментов. Но с течением времени, с возникновением новых инструментов, к сожалению, музыкальный мир не только стал приобретать, но и терять. К примеру, с возникновением тара (XVI век) некоторые струнные инструменты стали забываться и, в конце концов, канули в лету. Остались они только в средневековых миниатюрах поэзии Низами и других литературных источниках.

Музыковед Меджнун Керимов с этим никак не мог примириться. Еще будучи студентом, он загорелся идеей воссоздать утерянное богатство. И позднее, уже работая в Бакинской музыкальной академии, он стал постепенно претворять свою идею в жизнь.

На сегодняшний день в лаборатории Музыкальной академии под руководством М.Керимова восстановлены уже 9 старинных инструментов. Они хранятся в Музее музыкальной культуры. Точнее не хранятся, а “живут”, то есть, на них играют музыканты Государственного ансамбля старинных инструментов при музее Музыкальной культуры Азербайджана.

Напомним, что впервые этот ансамбль выступил пять лет назад на юбилее Ю.Мамедалиева и тотчас же приковал к себе внимание ценителей музыки, народных исполнителей, ученых и… президента страны. И сразу же после этого, в 1996 году, был издан указ о присвоении ансамблю звания государственного.

Отметим, что нигде в мире при музее не существует постоянно действующего ансамбля старинных музыкальных инструментов. В течение этих пяти лет ансамбль нашел свое “лицо”, подготовил программу, расширил репертуар. И теперь его концерты проходят при неизменном аншлаге.

М.Керимовым подготовлен еще один важный проект – выпуск “Атласа музыкальных инструментов” с “голосом” 26 музыкальных инструментов. В этот атлас автор намерен включить всю имеющуюся информацию о старинных инструментах, вплоть до чертежей, по которым при желании мастера смогут их воссоздавать.

В издание войдут также и старинные миниатюры, где изображены эти инструменты. Атлас, по словам М.Керимова, будет издан в самое ближайшее время в Турции, при поддержке Минкультуры и нефтяных компаний – норвежской Statoil и американской Unocal.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: