Р.ОРУДЖЕВ
Всеобщая уличная активность основных политических партий Азербайджана, похоже, вошла в некое стабильное русло. Начался этот процесс в декабре прошлого года и пока что продолжается в прежнем темпе. Весьма “урожайной” в этом смысле оказалась прошедшая неделя.
Первыми свои пикеты протеста провели мусаватисты, выступив несколько раз с лозунгами против давления на них со стороны различных властных ведомств – мэрии и Минэкономразвития. Причина весьма актуальна – “Мусават” пытаются лишить ее многолетнего места дислокации в центре столицы. Пока что проблема остается нерешенной и пресс-секретарь партии Мехман Джавадоглу не исключает возможности проведения новых акций протеста в начале следующего месяца. Кроме того, “Мусават” намерена принять участие в общеоппозиционном митинге на “карабахскую” тему, который состоится 26 января либо на площади Физули, либо у бывшего к/т “Гэлэбэ”.
Уведомление об этом решении, по словам председателя Организации освобождения Карабаха Акифа Наги, будет направлено в мэрию уже сегодня, после технического заседания оргкомитета митинга, посвященного вопросам его подготовки. Всего в предстоящем митинге примут участие 25 оппозиционных партий, среди которых также оба крыла ПНФА, ПГЕ, ЛПА, АМИП, ПГС, “Адалят” и т.д. Вместе с тем, сообщил А.Наги, от официального участия в нем уже отказалась Демпартия.
Эту информацию “Эхо” подтвердил и генсек ДПА Сардар Джалалоглу. Здесь считают, что главным лозунгом акции должна была стать формулировка об “отставке президента”, без нее в настоящий момент не имеет смысла ни одно другое политическое требование. Хотя вместе с тем Джалалоглу принял решение не препятствовать рядовым членам ДПА, если у них будет желание поддержать общеоппозиционное выступление.
А на днях, 12 января, демократы вновь проявили свою “слабость” к несанкционированному проведению акций. Субботняя попытка активисток ДПА удачно завершить свое шествие под лозунгами об освобождении политзаключенных провалилась. Свой итог митинг должен был получить у памятника “Освобожденной азербайджанке”, куда и двинулись демократки с двух направлений – от станции метро “Низами” и от карамельной фабрики. Но на площади у памятника перед ними неожиданно выросла толпа “конкуренток”, которые, “приветствовали” политически активных женщин руганью. Произошло это, по словам С.Джалалоглу, в 14.30 и вскоре переросло в открытую драку.
При этом активистки Демпартии выкрикивали лозунги с требованием отставки правительства, а их противницы скандировали: “Гейдар, Гейдар!”. Столкновения длились около часа. Однако организаторам акции удалось зачитать резолюцию митинга, в которой содержалось требование освободить политзаключенных. После этого полицейские принялись теснить участниц акции с площади. По информации “Туран”, стражи правопорядка задержали нескольких членов Демпартии, которых увезли с места акции, посадив в автомашины. Однако замначальника Главного управления полиции г.Баку Яшар Алиев сообщил, что никто из участниц несанкционированной акции не задержан.
С.Джалалоглу обвиняет полицию в избиении женщин. По его словам, секретарю партии, кандидату филологических наук Жале Джафаровой сломали руку, а затем арестовали. Еще до митинга полиция задержала зампреда ДПА Мирвари Гахраманлы и секретаря партии Солмаз Алескерову. Кстати, в субботу же против С.Алескеровой прошел судебный процесс по иску об оскорблении ею чести и достоинства некоей продавщицы киоска и работницы Наримановского рынка. Ее приговорили к штрафу в размере 80 тыс.манатов, но Алескерова платить не собирается, а подаст на обжалование в Апелляционный суд.
Вчера вечером в Низаминском райсуде попытались провести похожий процесс над М.Гахраманлы по иску от якобы оскорбленных ею двух беженок – из Агдамского и Физулинского районов. Гахраманлы на суд пришла, на улице дожидаться решения остались ее соратники и представители правозащитных организаций. Однако перед самым началом заседания неожиданно выяснилось, что сами женщины, подавшие заявление, почему-то сочли более правильным для себя скрыться. Об этом “Эхо” сообщил С.Джалалоглу.
Он же назвал провокацией властей использование против участниц акции группы хулиганствующих женщин. “Мы провели свое расследование, узнали кое-какие адреса. Выяснилось, что в основном это были деклассированные элементы, а также несчастные беженки, часто вынужденные в одиночку содержать свои семьи торговлей мелочью на улице. Многим из них полицейские пригрозили лишением возможности торговать, кому-то заплатили…” По его словам, Гейдар Алиев прибегал к таким методам воздействия еще будучи руководителем Нахчывана.
Сегодня по итогам акции демократы передадут свои обращения в представительства ОБСЕ и ООН. В горсуд будут направлены иски в отношении сотрудников Ясамальского, Низаминского и Наримановского районных управлений полиции за провоцирование столкновений и превышение полномочий, всего по нескольким статьям.
Кроме того, сообщил генсек, уже после митинга к ДПА обратились представители целого ряда женских общественных и политических объединений с предложением организовать в ближайшие дни новую акцию протеста вместе с женским и молодежным подразделениями ДПА.
В тот же день, 12 января, свою долгожданную акцию наконец-то провел левоцентристский блок “Объединение проазербайджанских сил” (ОПС), отказавшийся еще в декабре от участия в каких бы то ни было инициативах вместе с правыми. Напомним, что в ОПС входят Исламская, Социал-демократическая партии, “Вахдат” и “Намус”. В акции приняли участие около 1000 человек, однако, судя по контингенту митингующих, среди них доминировали сторонники Исламской партии. Информацию об этом подтвердил “Эхо” и сопредседатель СДПА Араз Ализаде.
“К участию в митинге мы привлекли все партии ОПС в соответствии с процентным соотношением общего числа их членов друг к другу. ИПА у нас наиболее многочисленная, и потому ее сторонников на площади было больше”. Кстати, А.Ализаде считает, что число людей у к/т “Гэлэбэ” могло бы быть в несколько раз большим, если бы не неожиданное перенесение мэрией сроков начала митинга с 14 на 12 часов дня. В результате, говорит Ализаде, многие из членов ОПС оказались непредупрежденными. Они продолжали подъезжать к “Гелебе” уже и после окончания акции. Сама она, по оценке сопредседателя СДПА, прошла удовлетворительно.
Толпа перманентно скандировала текбир “Аллаху Акбар!”. Выступившие подвергли резкой критике внутреннюю и внешнюю политику властей, обвинив их в местничестве, клановости, коррупции и социальной несправедливости. Прозвучали также требования об освобождении арестованного в ноябре функционера ИПА Гаджиаги Нуриева. Кроме того, участники акции скандировали лозунги с требованиями об отставке руководства страны. Митингующие подвергли также критике и правую оппозицию, назвав ее “карманной”. В резолюции митинга содержатся требования решения карабахской проблемы и социальных вопросов.
Кстати, по словам А.Ализаде, ОПС не намерена отныне снижать своей митинговой активности. Во всяком случае действующий общеблоковый оргкомитет по массовым акциям намечает проведение мероприятий, аналогичных прошедшим, уже в феврале. “А вообще мы намерены продолжать их вплоть до отставки ныне действующих властей”. Кстати, это требование ОПС берет в качестве одного из основных своих лозунгов после всем известного “Карабах, работа, хлеб!”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год