Ч.МАМЕДОВ
Публикация “Эхо” “Поезд Баку – Нахчыван – …Ереван” вызвала реакцию не только в Армении и соседней Грузии, но и в правительстве Азербайджана. Напомним, что речь шла о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта восстановления железнодорожного сообщения на маршруте Баку – Нахчыван – Ереван в рамках программы TRACECA (Великий шелковый путь). Заявление о том, что начато финансирование проекта, сделал министр иностранных дел Армении.
Вчера свое отношение по этому поводу (надо думать, и официальную точку зрения правительства Азербайджана) высказал “Эхо” вице-премьер Абид Шарифов.
– Вы считаете, что в сложившихся на сегодня реалиях (особенно в азербайджано-армянских отношениях) осуществление такого проекта возможно?
– Что касается инвестирования и реализации этого пректа, то информацию, полученную и озвученнную СМИ, я скорее всего отнес бы в разряд дезинформации. Я лично принимал участие в работе межправительственной комиссии в Тбилиси и во всех мероприятиях по программам TRACECA. То есть, я в курсе дела: эти программы не могут быть реализованы до тех пор, пока не будет достигнут полный консенсус между всеми заинтересованными сторонами. А в данном конкретном случае необходимо прежде всего согласие Азербайджана. Так что далеко не все зависит от решений Еврокомиссии и благих пожеланий Армении.
– Но почему такая спешка с финансированием этого проекта, в то время как зачастую с инвестированием даже самых насущных и, казалось бы, “безпроблемных” проектов сплошь и рядом возникают трудности?
– Да кто говорит, что проект уже профинансирован? Пока всего-навсего только в уме, так сказать, чисто теоретически, держат 1,5 млн. евро на подготовку того самого ТЭО, о котором вы упоминаете. То есть здесь речь может идти о подготовке ТЭО. Но и то – только после подписания мирного соглашения между конфликтующими и остальными заинтересованными сторонами. Тогда, вероятнее всего, эксперты TRACECA и рассчитают окончательную сумму, необходимую для разработки ТЭО и воостановительные работы на железнодорожной линии Баку – Нахчыван – Ереван. А поскольку на сегодня такого мирного соглашения нет, то о разработке ТЭО этого пректа не может быть даже речи, не говоря уже о каких-либо восстановительных работах.
Я не могу сказать, из каких источников вы получили информацию (ну да это ваше дело), но на последнем заседании TRACECA в Тбилиси было одобрено 11 проектов общей стоимостью 20 млн. евро. В их числе и проект строительства железнодорожного моста через Куру близ азербайджанской станции Пойлу. На его осуществление выделен грант в сумме 1 млн. евро. Есть и проекты по Армении, на них тоже отпущены кое-какие суммы. Есть и по другим странам-участницам программы TRACECA.
Но даже однозначно зная, что такого быть не может, будучи хорошо знаком со всеми процедурами Еврокомиссии и в целом с программой TRACECA, и то, что пока ТЭО проект Баку – Нахчыван – Ереван существует только теоретически, я все же позвонил координатору проектов TRACECA Марку Граю, который вчера прибыл в Баку. Он удивился моему вопросу: “Вы же знаете все не хуже меня…”
Одно могу сказать определенно: да, Еврокомиссия взяла на себя конкретные обязательства по упомянутому проекту. Но опять-таки ему могут дать ход только в случае окончательного мирного урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном. А поскольку проект межрегиональный, то с его осуществлением должны согласиться и все 12 стран, охваченных программой TRACECA.
– Значит, выходит, что армянский министр иностранных дел, опережая события, выдал желаемое за действительное?
– Я официально заявляю, что реализация такого проекта вообще не обсуждалась. И потом, повторюсь, что все это требует единогласного решения стран-участниц программы TRACECA и не может решаться в одностороннем порядке не только Арменией, но и Еврокомиссией. Просто прикинули и выделили 1,5 млн. евро, чтобы начать в этом плане хоть какую-то подготовительную работу. Пока не будет мирного соглашения, без подписи Азербайджана на осуществление данного проекта не будет выделено ни единого цента.
– Во время своего пребывания в Ереване президент России Владимир Путин назвал в числе главных проблем Армении “транспортную блокаду” и обещал свою поддержку в ее разрешении. Не исключено, что этот вопрос может стать предметом обсуждения в ходе предстоящего официального визита в Москву президента Азербайджана Гейдара Алиева…
– Еще два года назад такой вопрос уже поднимался Еврокомиссией. И позиция по нему главы Азербайджанского государства была изложена предельно четко и ясно: до тех пор, пока не будут освобождены все оккупированные Арменией азербайджанские территории, ни о каком транспортном сообщении между двумя странами не может быть и речи. Это официальная позиция руководства Азербайджана.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год