НУРАНИ
Сообщение о том, что в Армению через иранскую границу поступают азербайджанские нефтепродукты, ереванская ежедневная газета “Азг” опубликовала вчера. Правда, из весьма путаного сообщения со ссылкой на иранские источники не так-то просто понять, занимаются ли подобным бизнесом азербайджанские структуры, или же речь идет об иранской коммерции, знают ли производители бензина, кто является его покупателем, или нет.
Предыстория столь громкой сенсации такова. На армянском рынке нефтепродуктов неожиданно “всплыл” некачественный бензин, разбавленный отходами нефтеперерабатывающих заводов Ирана. Попытки разобраться, откуда на рынок попадает топливо, не соответствующее стандартам, заставили вспомнить некоторые торговые операции времен отопительного сезона.
Согласно сообщению агентства “Снарк” со ссылкой на министра госдоходов Армении Андраника Манукяна, в январе и феврале 2001 года нефтетрейдеры Армении по заказу министерства образования и науки закупили в Иране большое количество жидкости, именуемой halal и представляющей собой смесь бензина с отходами нефтяной промышленности Ирана. Эта жидкость использовалась для отопления в школах.
С наступлением весны, однако, в Армении вспомнили, что смесь эта экологически опасна, и ее ввоз в страну приказом министра госдоходов был запрещен. В марте это топливо в Армению не поступало. Однако теперь в Армении налажен своеобразный бизнес.
Тонна halal стоит в Иране всего один доллар, на границе смесь оформляется как дизтопливо и ввозится в Армению, при этом импортеры уплачивают пошлину в размере 70 долларов, в то время как тонна бензина, с которой смешивали отходы, облагается налогом в размере 223 долларов.
В Иране, по сообщению агентства “Медиамакс”, отреагировали тут же. Представители Национальной иранской нефтяной компании, по сообщению Iran Netvork, опровергли информацию о продаже нефтепродуктов Армении.
Причем на сей раз информация уже выглядела сугубо политической: дескать, опровержение последовало после публикации в некоторых азербайджанских газетах сообщений о поставках иранского бензина в Армению. При этом иранцы заявили, что некоторые торговцы закупают нефтепродукты в Азербайджане и ввозят их в Армению через иранскую границу.
Таким образом, очевидно, что сенсационная информация о поставках нефтепродуктов из Азербайджана в Армению через Иран появилась на волне скандала вокруг ввоза в Армению непонятной смеси бензина и нефтепродуктов. Пожалуй, одного этого было бы достаточно, чтобы отнестись к ней с понятным недоверием.
Однако нельзя не заметить, что в Армении, пусть и в путаных выражениях, представляют дело так, будто в Иране запрещены поставки нефтепродуктов в Армению. Причем предпринята эта попытка сразу после того, как в Ки Уэсте было принято решение информировать Иран о ситуации на переговорах по Карабаху. В Тегеране, где не оставляют намерений возродить собственную посредническую миссию в Карабахе, восприняли это сообщение как недвусмысленный сигнал и для начала решили подправить собственный имидж в глазах Азербайджана, действуя по принципу “я не я и хата не моя”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год