“Холодная война” для Азербайджана заканчивается

НУРАНИ, Н.АЛИЕВ

О том, что администрация Джорджа Буша намерена 7 января 2002 года, практически сразу же после окончания в США традиционных рождественских каникул, внести на рассмотрение конгресса США предложение об отмене действия поправки Джексона-Вэника от 1974 года в отношении восьми новых независимых государств, в том числе и Азербайджана, в США сообщили утренние газеты. А это – верный признак того, что интерес к этой теме достаточно высок и в самих США, а не только в тех странах, которых законодательная инициатива Буша в первую очередь касается.

В отличие от 907-й поправки к Акту о поддержке свободы поправка Джексона-Вэника в Азербайджане привлекала к себе куда меньше внимания прессы. Принятая в 1974 году и названная по фамилиям членов конгресса США – ее авторов, она накладывает жесткие ограничения на торговые и коммерческие отношения с США для стран, где нарушаются права человека.

Согласно инициативе Буша, как о том сообщает The Washington Post, на которую, в свою очередь, ссылается агентство “Туран”, первыми из стран постсоветского пространства, еще в 2000 году, от ограничений в рамках поправки Джексона-Вэника освободились Грузия и Кыргызстан. Следующей стала Россия. Теперь, судя по всему, настал черед следующей группы новых независимых государств – действие поправки Джексона-Вэника должно быть отменено в отношении Азербайджана, Армении, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.

Тем не менее поправка Джексона-Вэника сама по себе остается в силе. Более того, как указывает The Washington Post со ссылкой на представителей администрации, ее действие будет сохранено в отношении Беларуси, где сложилось плохое положение с правами человека, плюс ко всему власти этой страны не оказывают поддержки антитеррористической коалиции.

Судя по всему, ведущую роль в отмене поправки Джексона-Вэника сыграли именно “антитеррористические” соображения. Во всяком случае The Washington Post указывает, что неназванные представители властей подчеркивали журналистам, что сотрудничество с этими странами весьма целесообразно с точки зрения борьбы с международным терроризмом. Приводит газета и заявление Ли Гамильтона, бывшего председателя Комитета по международным связям палаты представителей конгресса США: “Это часть строительства коалиции. Вы делаете это во имя лучшего, то есть борьбы с терроризмом.”

Отчасти интерес к отмене действия поправки Джексона-Вэника – это часть идущей сейчас в США острой дискуссии, допустимо ли жертвовать традиционными американскими демократическими ценностями ради борьбы с терроризмом. Вопросов много, и отмена ограничений на торговлю со странами, где нарушаются права человека, – далеко не самый болезненный из них.

Допустимо ли депортировать подозреваемых в терроризме иностранцев на родину. где их будут допрашивать в местной полиции пусть грубыми и недемократичными, то зато эффективными методами? Можно ли устанавливать слежку за подозреваемыми в терроризме иностранцами, отслеживать их переписку и телефонные переговоры, принимая подобное решение по более простой и легкой процедуре, чем та, которая предусмотрена “обычным” американским законодательством?

Показательно, что практически в тот же день The Los-Angeles Times тоже обратилась к теме сотрудничества Вашингтона со странами Центральной Азии. Как указывает газета, в девяти странах, соседних с Афганистаном, создано 13 “палаточных городков”, где размещено свыше 60 тысяч американских военнослужащих. Указав, что базы расположены в самых разных государствах – Болгарии, Турции, Кувейте, The Los Angeles Times подчеркивает, что особое значение Вашингтон придает сотрудничеству с бывшими советскими республиками Средней Азии.

Так, американские войска размещены в Узбекистане, в ноябре прошлого года для оценки трех военных объектов в Таджикистан прилетела группа представителей центрального командования вооруженных сил США, а в декабре, накануне Рождества, для открытия американского аэродрома военные инженеры прибыли в Бишкек, столицу Кыргызстана. Можно вспомнить, что уже в эти дни делегация американских сенаторов направилась в Таджикистан.

Пока что трудно сказать, как именно будут развиваться события в конгрессе США. С одной стороны, по логике вещей, мотивировка администрации США – ограничения, накладываемые поправкой Джексона-Вэника, должны быть сняты ради успешной борьбы с международным терроризмом – должна обеспечить беспрепятственное прохождение этой инициативы. Тем не менее тот факт, что власти Туркменистана отказались предоставить собственную военную инфраструктуру солдатам немецкого бундесвера, принимающим участие в антитеррористической операции в Афганистане, понятным образом может повлиять на распределение голосов в конгрессе США. Особенно, если вспомнить, что Туркменистан единственным из всех государств СНГ установил с талибами “особые отношения”, а теперь степень его участия в антитеррористической операции куда ниже, чем у соседей по региону.

В отличие от стран Центральной Азии, предстоящая отмена действия поправки Джексона-Вэника в отношении Азербайджана острых споров в США, судя по материалам прессы, не вызвала. Более того, складывается впечатление, что в силу географических реалий и в борьбу с международным терроризмом наша страна вовлечена не так сильно, как сопредельные с Афганистаном Узбекистан и Таджикистан. Однако из всех упомянутых в президентском предложении стран ощутимые интересы американского бизнеса наличествуют в двух: Азербайджане и Казахстане.

И если учесть, что в поправке Джексона-Вэника речь идет все-таки о торговых ограничениях, а не исключительно о закупках оружия, технологиях двойного назначения и т.д., то очевидно, что наиболее ощутимыми результаты отмены поправки окажутся именно для Азербайджана и Казахстана, а не Таджикистана и Туркменистана.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: