“Йеменский след” бен Ладена

НУРАНИ

Авиация США продолжает периодически наносить бомбовые удары по территории Афганистана. А официальные лица в Вашингтоне по-прежнему воздерживаются от однозначных оценок, где именно следует искать террориста номер один Усаму бен Ладена и духовного лидера движения “Талибан” моллу Омара.

Тем не менее рост внимания прессы и мировой политической элиты к возможным “внеафганским” адресам Усамы бен Ладена говорит сам за себя. Симптоматично, что премьер-министр переходного правительства Сомали Хасан Абшир Фарах посчитал необходимым вновь заверить всех и вся, что Усама бен Ладен не найдет прибежища в этой стране. “В одном могу заверить, – подчеркнул он в интервью американскому еженедельнику Newsweek, – бен Ладен не может прибыть в Сомали и получить безопасное пристанище. Его немедленно заметят. В Сомали нет секретов”.

По словам премьера, учитывая награду в $25 млн, назначенную американцами за поимку террориста номер один, можно быть уверенным, что сомалийцы “тут же его продадут”.

Однако все большее внимание на рубеже 2001 и 2002 годов стал приобретать “йеменский след” неуловимого террориста. По информации The New York Post, власти Йемена арестовали третью – и любимую – жену Усамы бен Ладена – Амаль Ахмед аль-Садах. Причем, как заявил газете один из представителей властей этой арабской страны, “она находится под домашним арестом, потому что по законам ислама женщин нельзя отправлять в тюрьму”. Тем не менее нескольким телохранителям любимой жены террориста пришлось отправиться в полицию для допросов.

Правда, власти самого Йемена от официальных сообщений по этому поводу предпочитают пока воздерживаться. Тем не менее газета указывает, что действия властей Йемена, особенно учитывая, что Амаль считается любимой женой террориста номер один, – подтверждают подозрения тех, кто считает, что и он лично находится в этой стране.

По некоторым докладам разведки, бен Ладен мог уехать в Йемен еще в ноябре, когда американские войска и отряды Северного альянса только собирались штурмовать его убежище в Тора-Бора. Всего, по разным данным, у Усамы бен Ладена, по меньшей мере, 4 – 5 жен и больше 50 детей. На Амаль аль-Садах, у которой, по словам очевидцев, “оливковая кожа, высокие скулы, длинные черные волосы и глаза цвета миндального ореха”, бен Ладен женился в середине 1990-х. Сейчас Амаль немногим больше 20 лет, и до недавнего времени она жила вместе с мужем в Афганистане. Отец аль-Садах, по данным китайского правительственного агентства “Синьхуа”, был арестован в Йемене в октябре 2000 года.

О том, что произошло с ним после этого, неизвестно. Между тем, по словам представителей спецслужб, которые приводит NY Post, говорить, что бен Ладен сам находится в Йемене и связывать с этим арест его жены пока слишком рано, поскольку “Усама любит оставлять ложные следы”. Представители спецслужб же высказываются весьма пессимистично: “Правда в том, что никто не может быть уверен, где бен Ладен находится. Никто даже не знает, жив он или нет”.

Между тем Амаль аль-Садах – это далеко не единственная “ниточка”, связывающая Усаму бен Ладена с Йеменом. В частности, о том, что Усама бен Ладен может найти убежище в долине Хадрамаута, в труднодоступном горном районе на юге Йемена, ливанская газета “Аль-Мустакбаль” писала еще в конце декабря минувшего года. В йеменской деревне Баашен в Хадрамауте родился его отец, позже сколотивший огромное состояние уже в Саудовской Аравии, а сельскохозяйственное имение деда бен Ладена именовалось… “Аль-Гаэда”.

Именно так теперь именуется возглавляемая Усамой бен Ладеном террористическая организация. Кроме того, “Аль-Мустакбаль” напоминает, что, хотя сам бен Ладен никогда не бывал в Хадрамауте, тем не менее здесь немало его родственников и соплеменников.

Район Хадрамаута – это в своем роде “Афганистан в миниатюре”. На политических картах мира в этом районе Аравийского полуострова не обозначаются даже государственные границы – настолько нечеткими и размытыми тут являются все институты государственной власти. Шейхи бедуинских племен обладают здесь практически неограниченной властью и имеют собственные вооруженные дружины.

Более того, в Йемене еще в конце девяностых годов практиковалось похищение людей с целью выкупа, традиционное не только в чеченской, но и в бедуинской среде. Представить себе более удобный район для базирования террористических отрядов, откровенно говоря, трудно. А взрыв американског эсминца “Коул” в йеменском порту Аден уже не оставил сомнений в том, что на территории этой страны существует сеть “Аль-Гаэды”.

Еще более удивительно другое. О том, что бен Ладен принимал участие в боевых действиях против советских войск в Афганистане, а после возвращения на родину, в Саудовскую Аравию, примкнул к местной радикальной оппозиции и уже в 1990 году был лишен саудовского гражданства и изгнан из страны, упоминалось в печати неоднократно. Куда меньше, однако, известно то, что официально Усама бен Ладен обвинялся… в попытке контрабандного ввоза оружия из Йемена.

Плюс ко всему Йемен весьма широко использовался террористами еще в семидесятые годы. Именно тут проходили военную подготовку боевики Карлоса “Шакала”, здесь он после своего самого громкого теракта – похищения участников встречи министров нефти стран ОПЕК – встречался со своими “соратниками”. Так что осведомленность относительно ситуации в Йемене газеты “Аль-Мустакбаль”, выходящей в Ливане, давнем “гнезде” ближневосточных террористов, как минимум выглядит неслучайным.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: