Г.МАМЕДЗАДЕ
Азербайджан в силу своего географического расположения находится на пересечении транснациональных транспортных коридоров, имеющих значение не только в экономическом плане. Наша страна используется и как транзитная зона дельцами наркобизнеса. Азербайджан зажат между Афганистаном – крупнейшим поставщиком наркотиков на мировые рынки – и европейским пространством, выступающим в качестве самого активного потребителя наркотиков.
О ситуации в Азербайджане в этой сфере рассказывает начальник Управления по борьбе с наркотиками Министерства внутренних дел Азербайджана полковник Мазаир АЛИЕВ.
– Действительно ли, в Азербайджане незаконный оборот наркотических веществ приобрел такие большие масштабы, как пишут и говорят?
– Последнее десятилетие отмечено расширением контактов и упрощением процедуры пересечения границ с близлежащими государствами, особенно с нашими южными соседями, что способствовало использованию территории Азербайджана в качестве транзитной зоны для транспортировки наркотиков. Как известно, самый высокий объем производства наркотических веществ отмечается в южной и юго-восточной Азии, в частности в Афганистане, откуда этот товар транспортируется на европейские рынки. Наиболее активную роль играют наркодельцы из Ирана, вовлекающие в этот бизнес и граждан нашей страны.
Цены на наркотики растут в геометрической прогрессии по мере их следования в Европу. Если 1 кг опиума в Иране стоит 200 долларов, то в первом же населенном пункте Азербайджана его цена достигает уже 2-2,5 тысячи долларов. В Баку сумма достигает 5 тысяч долларов. В Москве или Санкт-Петербурге речь идет уже 10 и более тысячах долларов. Таким образом преступники наживаются, вовлекая в эту пагубную сферу все большее количество людей. Учитывая возрастающую опасность распространения наркотиков и в Азербайджане, руководство страны принимает все необходимые меры в этом направлении.
– Есть ли какая-то законодательная база?
– Еще в 1996 году был подписан указ президента “Об усилении борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Азербайджане” и одновременно была создана госкомиссия, координирующая деятельность ряда министерств и ведомств в этом направлении. В настоящее время уже действует аналогичный закон, а также принят и закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, конкретизирующий функции определенных структур. В минувшем году президент подписал указ, связанный с программой по борьбе с наркотиками, рассчитанной до 2006 года. Должен отметить, что сама стратегия борьбы с наркотиками носит довольно жесткий характер.
– И что это за меры?
– Помимо оперативно-розыскных мер, не меньшее внимание уделяется профилактическим мерам и усилению антинаркотической пропаганды. Что же касается эффективности, то Азербайджан по уровню выявления количества преступлений, связанных с наркотиками, имеет высокие показатели даже в сравнении с другими регионами Южного Кавказа. У нас ежегодно выявляется около 3 тысяч преступлений, соответственно столько же лиц привлекается к уголовной ответственности.
Недавно были подведены итоги десятилетней борьбы с наркотиками в стране. За этот период было выявлено 20 тысяч преступлений, связанных с приобретением, производством, хранением и распространением наркотиков. За последние 10 лет было изъято 2 тонны 876 кг наркотиков, а это очень большой объем. В черном списке с “показателем” в 1 тонну 311 кг 504 г лидирует марихуана, на которую в Азербайджане наблюдается повышенный спрос. Перечень продолжают столь тяжелые и опасные по степени своего разрушающего воздействия наркотики, как опиум – 715 кг, гашиш – 238 кг и самые сильнодействующие наркотики: героин – 21 кг и кокаин. К тому же географические и климатические условия в Азербайджане благоприятствуют выращиванию в регионе дикорастущей конопли. Некоторые дельцы закладывают целые плантации в расчете на большую прибыль – только одна спичечная коробка конопли стоит 50-60 тысяч манатов. Поэтому ежегодно силами МВД проводятся комплексные оперативно-поисковые мероприятия.
Очередная такая операция под кодовым названием “Мак-2001” начнется 1 мая и завершится в ноябре. Как правило, в ходе таких операций каждый год уничтожается около 400 тонн дикорастущей конопли, параллельно привлекаются к ответственности около 500-600 преступников. Для сравнения: в Грузии ежегодно уничтожается лишь около 50 тонн конопли, хотя там еще более благоприятные условия для ее произрастания. А в декабре прошлого года нам удалось провести очень успешную операцию “Заслон” в Загатале, в ходе которой удалось обнаружить около 200 кг конопли. В том же году была проведена крупная операция, в результате которой была обнаружена и изъята большая партия наркотиков из Ирана – 36 кг, переправляемая в газовых баллонах. Причем преступную группу возглавляла женщина, жительница Лянкярана.
– Кстати, какие слои общества и где – в городе или провинции – наиболее часто попадают в сферу преступного оборота наркотиков?
– В СССР эта проблема замалчивалась, хотя и не имела такого масштаба, как сейчас. Но могу сказать, что из числа вовлеченных в эту опасную сферу молодежь составляет около 70%. Проблема весьма серьезна, если учесть, что на учете в наркодиспансере состоят лишь 13 тысяч человек и это никак не отражает реальной картины, которая как минимум в десять раз превышает эту цифру. Хотя это проблема не только Азербайджана. В благополучной Европе она стоит еще острее. Но что касается нас, то наибольшее количество такого рода преступлений приходится на Баку и Лянкяран.
– Сотрудничаете ли вы с международнымми структурами?
– В случае необходимости – с Интерполом, у нас налаженны контакты с коллегами из Турции, Франции, США, Германии, Великобритании, Ирана и др. Но этим вопросом серьезно занимается и ООН, в рамках этой международной структуры действует специальный Комитет по контролю за наркотиками (штаб-квартира в Австрии). Они оказывают законодательную, консультативную и материальную поддержку. В настоящее время СЕ и ООН выделили солидную сумму на антинаркотическую программу для стран Южного Кавказа, предусматривающую реализцию 6 крупых проектов.
– Ожидаются ли какие-нибудь изменения в законодательстве?
– Учитывая опасность распространения этого зла в стране, мы намерены поднять вопрос о возобновлении деятельности закона, предусматривающего принудительное лечение для наркоманов. Этот закон отменили в 1998 году. Проблему надо рассматривать в ее основании, ведь если у человека уже сформирована психология наркомана, то он будет стремиться собирать вокруг себя себе подобных. Цель государства, как известно, – снизить в обществе число наркоманов, поэтому оно берет на себя обеспечение их лечения, чтобы по возможности вернуть обществу, семье оступившегося человека, которого они уже почти считают для себя потеряным. В этой связи особое значение приобретает значимость антинаркотической кампании, от успеха которой зависит, придет ли завтра наркоман за помощью к врачу по собственной инициативе.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год