Х.ИСМАЙЛОВА
Президент Алиев в Иран до конца года скорее всего не поедет. До наступления января осталась всего неделя, а в течение этих дней, судя по словам пресс-секретаря МИД Метина Мирзы, никакие поездки главы государства за рубеж пока не запланированы. “Иначе в МИДе начался бы подготовительный процесс”, – сказал он.
Это можно считать очередным переносом визита, хотя официального объявления сделано не было. Напомним, что на встрече с послом ИРИ Гейдар Алиев заявлял о готовности посетить Тегеран еще до окончания месяца Рамазан. Впоследствии дипломаты обеих стран объявили более поздний срок – конец года. Но, как видим, вопрос “поедет ли Гейдар Алиев в Иран” будет возникать и в будущем году.
Тем временем сегодня в Тегеране начинаются двухдневные переговоры азербайджанских и иранских правительственных экспертных групп. Как сообщили “Эхо” в Министерстве экономического развития, делегацию возглавит министр экономического развития, сопредседатель азербайджано-иранской межправительственной комиссии Фархад Алиев. В состав делегации входят заместитель министра иностранных дел Халаф Халафов, вице-президент Госнефтекомпании Хошбахт Юсифзаде, командующий погранвойсками Эльчин Кулиев, президент госконцерна “Азеравтонаглиййят” Гусейн Гусейнов и др.
Программа пребывания в Тегеране предусматривают встречи с сопредседателем Азербайджано-иранской межправительственной комиссии Али Суфи, министром экономики ИРИ Тахмасибом Мазахири, заместителем министра иностранных дел Мохсеном Аминзаде и, возможно, с главой внешнеполитического ведомства Кямалем Харрази.
В ходе пребывания делегации в Тегеране будут рассмотрены соглашения в области торговли и здравоохранения, входящие в пакет (около 10) соглашений, которые будут подписаны во время предстоящего визита в Иран президента Азербайджана Гейдара Алиева. Причина того, что эти соглашения не парафированы, заключается в несоответствии некоторых законов двух государств. В целом уже утверждены соглашения между Азербайджаном и Ираном в области воздушного сообщения, таможни, международных грузоперевозок, образования, спорта, культуры, карантина растений и ветеринарии.
В то же время речь на переговорах в основном пойдет о двух политических документах – обновленном межгосударственном соглашении “О дружбе и сотрудничестве” (прежнее было подписано в 1994 году) и совместном заявлении президентов, где особое внимание должно быть уделено взглядам двух стран на каспийскую проблему. Отметим, что именно это соглашение является особо проблематичным, хотя стороны предпочитают умалчивать о деталях. Во время визита предполагается и обсуждение проектов строительства водохранилищ “Худаферин” и “Гыз галасы”, а также Ордубадской ГЭС.
Также планируется рассмотреть проект строительства 19-километрового Билясуварского шоссейного участка и перспективу прокладки 313-километровой автострады Баку – Астара (Иран). Особое внимание будет уделено прокладке из Ирана в Нахчыванскую АР газопровода Хой – Джульфа, что снизит себестоимость транспортировки этого вида топлива с 80 долларов за 1 тыс. м3 до 50 долларов или ниже.
Открытым между странами остается и вопрос урегулирования каспийской проблемы. Как показали итоги прошедшей в выходные конференции на тему Каспия официальный Тегеран не отступил от своих требований ни на йоту. Конечно, было бы несерьезно предполагать, что во время визита президента Азербайджана в Тегеран стороны обойдут этот вопрос вниманием. А начинать переговоры с нуля да еще и в гостях, без надежды на хотя бы оптимистичное заявление, не в правилах главы нашего государства.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год