Н.ГУЛИЕВА, Н.РАМИЗОГЛУ
Вчера российские СМИ сообщили, что вторая по величине нефтяная компания России ЮКОС ведет переговоры с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) о приобретении небольшой доли в Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), занимающейся разработкой контрактной площади “Азери” – “Чираг” – “Гюнешли” (АЧГ). И планы у компании относительно Азербайджана на этом не заканчиваются – ЮКОС также обсуждает свое возможное участие в спонсорской группе (СГ) по строительству нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).
По сообщению газеты “Время новостей” со ссылкой на одного из крупных западных акционеров АМОК, ЮКОС “хочет добывать нефть на азербайджанском шельфе и иметь возможность экспортировать ее по будущему нефтепроводу”. В пресс-службе ЮКОС подтвердили факт переговоров, но сообщить детали отказались. “Мы рассматриваем самые разные инвестиционные проекты”, – заявил представитель ЮКОС. Как отмечает газета, ранее из российских компаний проектами в Азербайджане интересовалась только ЛУКойл, “однако негативное отношение российского правительства к нефтепроводу БТД заставило ЛУКойл отложить вступление в СГ”.
ЮКОС не первый раз стремится внедриться в нефтяной бизнес Азербайджана. И хотя о конкретных переговорах с азербайджанской стороной пока речи не было, совсем недавно ЮКОС наряду с российскими компаниями ЛУКойл и “Транснефть” приняла участие в московской презентации обновленного варианта проекта ОЭТ. Скорее всего окончательное решение о своем приходе в Азербайджан ЮКОС приняла именно после этого. Хотя на текущий момент, учитывая уже упомянутое негативное отношение российского правительства к желанию ЛУКойл (нефтяной компании номер один в России) присоединиться к проекту ОЭТ, начало ЮКОС переговорного процесса выглядит несколько странным.
В данном случае, как считают эксперты, возможны 2 варианта развития событий: либо определенные государственные круги России лоббируют интересы ЮКОС в обход ЛУКойл, либо, что наиболее вероятно, обе компании убеждены, что в конечном итоге правительство даст свое “добро” для их вхождения в СГ по БТД. Так или иначе, но весьма маловероятно, что ЮКОС “ослушается” рекомендаций своего правительства, тогда как на это не решилась даже ЛУКойл. А она, в отличие от ЮКОС, с 10% долевого участия уже является акционером АМОК.
Как заявили в Посольстве России в Азербайджане, до сих пор никакого документа, запрещающего российским компаниям участвовать в проекте ОЭТ, не принималось. “Были рекомендации, много разговоров на этот счет, но конкретного документа, во всяком случае к нам в посольство, не поступало”, – заявил “Эхо” советник по экономическим вопросам посольства Олег Дадаев.
Для вхождения в состав акционеров АМОК ЮКОС должна выкупить определенную долю одного из участников проекта. Однако специальное условие соглашения типа PSA предусматривает, что в случае, если какой-либо из акционеров операционной компании намерен продать свое долевое участие или часть его, то ему необходимо это предложить всем акционерам АМОК. Подобный прецедент уже наблюдался, когда британская Ramco объявила о продаже своего долевого участия в АМОК американо-саудовскому альянсу Amerada Нess за $150 млн.
Однако из-за указанного выше условия долевое участие Ramco было распределено между Amerada Нess и американскими компаниями Devon Energy и Unocal. В этой связи, как отмечает “Тренд”, с учетом большой привлекательности “Контракта века” вполне возможно, что до ЮКОС представившейся возможностью могут воспользоваться другие акционеры проекта, которые имеют на это эксклюзивные права.
По имеющимся данным, уставной капитал ЮКОС, поле деятельности которой в основном охватывает территорию России, составляет около 9 млн. рублей (приблизительно 300 тыс. долларов). До конца текущего году компания (создана в 1993 г.) планирует довести добычу нефти до 56,5 млн. тонн, а общий объем инвестиций в разведку и добычу углеводородов составит примерно 700-750 млн. долларов. В 2005 году же ЮКОС планирует выйти на годовой объем добычи в 75-80 млн. тонн.
По словам же главы пресс-службы ГНКАР Мамеда Мирзоева, в Азербайджане стремление ЮКОС, да и других российских компаний, принять участие в проекте БТД только приветствуется. “Поезд ОЭТ тронулся, и многие крупные компании хотят побыстрее вскочить на подножку уходящего состава”, – отметил он.
По его словам, на данном этапе переговоры носят скорее ознакомительный характер, стороны выдвигают свои условия, представляют возможности и т.д. Хотя в ГНКАР также не исключают, что ЮКОС для принятия окончательного решения также, как и ЛУКойл, придется дожидаться разрешения российского правительства.
В настоящее время спонсорами проекта ОЭТ, который оценивается в $2,8-2,9 млрд., являются: ГНКАР (45%), bp (25,72%), Unocal (7,74%), Statoil (6,45%), TPAO (5,08%), Itochu(2,96%), Delta Hess (2,05%) и ENI (5%). Свою заинтересованность в участии в проекте уже изъявили такие нефтяные гиганты, как ChevronTexaco, Shell, Conoco и TotalFinaElf.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год