Р.НАСИРОВ
Вчера, за 10 дней до нового года, то есть до момента вступления в силу пакета законов об отмене льгот и замене их компенсациями, министр труда и социальной защиты Али Нагиев наконец-то высказал свое мнение о происходящем. Правда, тема эта уже исхожена вдоль и поперек, и на проведенной специально в честь этого пресс-конференции журналисты не услышали ничего нового.
Как ранее не раз заявляли коллеги министра из правительства, льготы мешали экономическому развитию Азербайджана, тормозили реформы и создавали социальную несправедливость. Например, если жители сел пользовались лишь 2-3 видами льгот, а беженцы и вынужденные переселенцы не платили за электроэнергию (остальное им было недоступно), то горожане чуть ли не цвели в тени этих льгот.
А потому развивая политику, проводимую с 1997 года (тогда льготы были упразднены для более чем 1 млн. граждан и из бюджета для их компенсаций было выделено порядка 300 млрд. манатов), правительство продолжило их поэтапную ликвидацию. Что вытекало из условий интеграции Азербайджана в современный мир, в котором доминируют капиталистические отношения. А льготы – пережиток социалистической административно-командной системы…
А.Нагиев напрочь отверг даже мысль о несправедливом расчете компенсаций. “Хоть они и невысокие, – признался министр, – но рассчитаны верно”. Были приведены даже некоторые раскладки. Например, компенсация за льготу, освобождающую от оплаты воды, рассчитывалась исходя из объема месячного потребления объемом 12 куб. метров. Но даже этого оказалось безмерно много, поскольку тогда потребитель в сутки должен расходовать 30-40 ведер воды. Наверное, речь шла о потребителях, до которых вода все же доходит. Таким же подарком судьбы граждане должны считать компенсацию за плату за лифт, телефон и т.д. А расчеты по потреблению света вообще соответствуют неимоверно высоким стандартам… – 50 кВт на человека.
А.Нагиев назвал объемы компенсаций. Они известны давно, но поскольку эти цифры теперь прозвучали из уст министра труда и социальной защиты, то есть не оставляют тени сомнений, то повторим: каждый член семьи беженцев и вынужденных переселенцев получит по 15 тыс., вдовы погибших военнослужащих – 70 тыс., чернобыльцы на лечение – 500 тыс., инвалиды I и II групп и люди, получившие увечья в день 20 Января, – 20 тыс., дети, лишенные родителей, – 15 тыс. манатов и т.д.
Наряду с этим А.Нагиев довольно своеобразно отреагировал на вопрос “Эхо” о том, почему не отменить коммунальные льготы тоже поэтапно. Ведь если процесс этот продолжается в Азербайджане с 1997 года и в числе действующих остались 14 (из 25 были отменены 11 видов) льгот, то почему правительство решило форсировать события? Например, упразднение льгот за потребление электроэнергии совпало по времени с передачей АО “Бакэлектрикшебеке” турецкой компании “Бармек холдинг”, что вполне понятно. Турки, как и их предшественники – немецкая компания “Сименс”, рано или поздно поставили вопрос ребром и сами потребовали бы того же. Но разве нельзя было повременить с льготами за оплату газа, воды и т.д.? Пока предприятия этих отраслей не переданы в доверительное управление зарубежным инвесторам, как, например, “Бакэлектрикшебеке”.
Однако в ответ на это А.Нагиев сказал, что каждый понимает отмену льгот и замену их компенсациями в меру своей испорченности. Непонятно, что имел в виду министр, тем более, что в дальнейшем он сам допустил возможность поэтапной отмены части упраздненных льгот. Например, с нового года депутаты Милли меджлиса, адвокаты, работники прокуратуры, таможни, полиции также лишатся льгот. Министр справедливо считает, что она им была не нужна. Так почему нельзя было начать с этой малонуждающейся в льготах категории граждан и лишь затем переходить… к беженцам.
Министр затронул и тему пенсионных реформ, сказав, что потребность в пенсиях в Азербайджане с каждым годом растет, и если в 1996 году на это было выделено 500 млрд., то уже в 2001 году – 1 трлн. 100 млрд. манатов. Часть средств на эти реформы выделяет само государство, а другую – Всемирный банк.
Министр работой своего ведомства доволен. Так, с 1997 года по линии Минтруда персональные автомобили марки “Ока” получили 850 инвалидов. На днях (министр надеется – до Нового года) в Азербайджан прибудут еще 154 машины. Также с 1997 года были обеспечены квартирами 430 человек, и скоро ожидается сдача еще 12 квартир. В следующем году предполагается, что бесплатное жилье получат еще 100 человек.
Возвращаясь к теме компенсаций и механизмов их выдачи, А.Нагиев сказал, что в 1997-98 годах Рабитабанк взимал у получателей 2,4% (за обслуживание) от суммы социального пособия. В дальнейшем Минтруд привлек к этому делу Объединенный универсальный акционерный банк и в результате созданной конкуренции сбил проценты до 0,9%. Но это – предел, ниже которого опустить планку просто невозможно из-за текущих банковских затрат.
Но сенсацию А.Нагиев приберег к концу пресс-конференции, сказав, что министерство не может воспрепятствовать крупным нефтяным инвесторам, даже если они порой нарушают трудовое законодательство Азербайджана. Согласно Трудовому кодексу, персонал действующих на территории страны иностранных компаний и фирм на 85% должен состоять из местных кадров, и лишь 15% – трудовых мигрантов.
Однако, по словам А.Нагиева, работа в этом направлении в министерстве только начинается, но даже при явных правонарушениях Минтруд не сможет требовать от инвесторов ограничения количества работающих в Азербайджане зарубежных специалистов. Что и понятно: музыку у нас, пускай, и не всегда “правовую”, заказывают иностранцы, поскольку и платят в данном случае они..
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год