Ч.МАМЕДОВ
Времена, когда электроэнергию называли хлебом индустрии, казалось, уже канули в бездну. Но суть здесь едва ли изменилась, разве лишь с той поправкой, что сегодня речь идет об экономике в целом, поскольку важнейшим индикатором ее потенциала считается высокая эффективность энергопользования.
Ни для кого не секрет, что главная причина общей напряженности ситуации в энергетике Азербайджана – низкая эффективность производства и потребления электроэнергии. Что касается первого, то здесь специалисты называют прежде всего дефицит генерирующих мощностей. В настоящее время фактическая максимальная (в период пиковых нагрузок) мощность энергосистемы составляет по разным сведениям от 3 до 3,5 тыс. мегаватт (мВт).
В то же время реальная потребность выше, примерно, на 800 мВт. Чтобы как-то компенсировать эту разницу, Азербайджану приходится закупать электроэнергию у соседей – России и Ирана. Кстати, совсем недавно АО “Азерэнержи” пришлось подписать с РАО “ЕЭС России” новое соглашение о годовых поставках электроэнергии. Однако, как считают сами энергетики даже с учетом импорта (из Ирана – 100 мВт и России – 250 мВт) дефицит, особенно в зимний отопительный сезон будет составлять не меньше 450 мВт. В целом же, только за 9 месяцев уходящего года общий объем импорта электроэнергии в Азербайджан превысил ее экспорт на 49,4%, составив более 1 млрд. 205 млн. квт/ч.
Положение усугубляется тем, что основные фонды базовых теплоэлектростанций страны – АзГРЭС и Алибайрамлинской ГРЭС значительно изношены, (им, соответственно, свыше 20 и около 40 лет) а для капитального ремонта их у “Азерэнержи” нет средств. Потому и неудивительно, что несмотря на ежегодно проводимые кое-как ремонтные работы, эти крупные тепловые электростанции так и не могут выйти на более или менее оптимальные мощности.
Специалисты убеждены, что в корне ситуацию не сможет изменить и широко нашумевшая в последнее время реконструкция ГРЭС “Северная”, поскольку для новых мощностей требуются и новые “выносливые” линии электропередач, рассчитанные, как минимум на 220 киловольт (сегодня они передают 110 кв), хорошо оборудованные подстанции.
Казалось бы, что в ряду чисто технических проблем отечественной энергетики, особняком стоит проблема хронических неплатежей за пользование электричеством. Но это не так. Только в октябре “Азерэнержи” поставило своим оптовым покупателям (региональные электросети) почти 1 млрд. 330 млн. квт/ч. электроэнергии, которая была оплачена всего… на 33,2%. При таком раскладе, даже крайне непопулярная мера правительства, на которую оно пошло по предложению “Азерэнержи”, увеличив с 1 октября с.г. тарифы на электроэнергию для бюджетных организаций и коммерческих структур (с учетом НДС, соответственно – до 153,4 и 295 ман. за квт/ч.) – всего лишь символ стремления выправить положение. Особенно, если учитывать, что на сегодня из 7 трлн. 668 млрд. ман. всей дебиторской задолженности топливно-энергетического комплекса республики – 4,5 трлн. ложатся на АО “Азерэнержи”.
В свою очередь и сами оптовые покупатели “Азерэнержи”, что называется, по уши погрязли в дебиторских долгах. К примеру, у “Бакыэлектрикшебеке” их набралось до 1,14 трлн. ман., у “Сумгайытэлектрикшебеке” – 1,2 трлн. В сложившихся условиях, и наращивать выработку электроэнергии оказывается не в интересах ее производителей, хотя Минэкономразвития и прогнозирует ее увеличение в будущем году на 4%. Попутно ведомство откровенно признает, что проблемы в энергетике остаются острыми, объясняя это не только ростом спроса на электроэнергию, но в первую голову – ее потерями при транспортировке (выход из строя сетей, трансформаторных подстанций.
Интересная ситуация складывается в среде рядовых абонентов региональных электросетей, которых проблема энергоснабжения интересует зачастую только с потребительской точки зрения. Понять их в какой-то мере можно, поскольку вплоть до последнего времени газом снабжались лишь 18 (из 65) районов и городов страны. И хотя положение начало позитивно меняться, все же населенные пункты страны, остающиеся и сегодня без газоснабжения, продолжают делать ставку на электрообогревательные приборы.
Весьма примечательно, перебои в электроснабжении привели к тому, что ударными темпами стала расти доля электроэнергии, выработанной передвижными генераторными установками. По официальным сведениям, только с 1998 по 2000 год (за этот год данных пока нет) выработка такой электроэнергии возросла почти в 6 раз, достигнув отметки почти в 80 млн. квт/ч. Понятное дело, что это не выход из положения, или вернее выход не для всех.
В сложившейся обстановке, правительству пришлось вплотную заняться подготовкой специальной программы реформирования энергетического сектора страны. Главными направлениями здесь выбраны: совершенствование механизма оплаты за коммунальные услуги, реструктуризация акционерных обществ “Азерэнержи” и “Азеригаз”, а также крупнейших потребителей электроэнергии.
Ну и, конечно же – увеличение тарифов на энергоресурсы. К слову, руководство “Азеригаз” уже обратилось в Министерства экономического развития и топлива и энергетики по меньшей мере с 3 вариантами предложений по пересмотру (в сторону повышения) существующих тарифов на газ для всех без исключения потребителей.
Однако думается, все это может так и остаться полумерами, если, как считают специалисты, не ставить целью глобальные задачи: переход на производство дешевой и экономичной электроэнергии, энергосберегающие технологии, а главное – на высокоэффективное энергопользование. Словом, на все то, чего энергетике страны сегодня болезненно не хватает.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год