Р.ОРУДЖЕВ, Ш.АББАСОВ
Находящийся в Баку начальник управления Министерства РФ по делам федерции, национальностям и миграционной политике Игорь Задворнов заявил в четверг, что правительство России намерено открыть в Баку представительство Чечни.
Казалось бы, все нормально: в Азербайджане в настоящее время находится много чеченцев, и российская сторона таким образом намерена о них заботиться. Однако дело в том, что в Баку уже давно действует представительство Чеченской Республики Ичкерия, которое возглавляет Али Асаев, ставленник непризнаваемого Россией правительства Аслана Масхадова.
Кроме того, в последнее время ходят слухи о том, что сам Асаев вынужден скрываться от правоохранительных органов Азербайджана. С этими вопросами “Эхо” и обратилось к самому Али Асаеву. Он начисто опроверг слухи о том, что вынужден скрываться.
“Ни один чеченец здесь не скрывается. Хотя, к сожалению, сегодня правоохранительные структуры Азербайджана начали больше работать со своими российскими коллегами, чем через меня. Раньше гарантии требовали лично у меня. Однако сегодня представители правоохранительных органов РФ находятся непосредственно в Азербайджане и сами спокойно устанавливают местонахождение чеченцев. И действительно, многих чеченцев здесь преследуют”, – отметил он.
На вопрос, почему произошли такие изменения, Асаев сделал предположение, что это связано с какими-то договоренностями, достигнутыми в ходе визита в Баку Владимира Путина. Что же касается заявления Задворнова об открытии альтернативного представительства, Асаев высказал увереность, что этого не произойдет. Двоевластие невозможно, считает он, в Баку действует представительство, созданное указом законно избранного президента Аслана Масхадова.
“Я являюсь официальным представителем Чечни, и хотят они того или нет Масхадова Россия признала давно, между ЧРИ и РФ было подписано много совместных документов. Поэтому, чтобы ни говорило российское или азербайджанское правительство, они все равно нас признают”, – сказал Асаев.
Вместе с тем, он рад тому, что Задворнов сделал такое заявление. По его словам, это косвенно означает признание самого Асаева законным представителем Чечни в Азербайджане. Другого, альтернативного представительства в Баку, естественно, не будет, говорит А.Асаев.
“Это не мои амбиции или угрозы, вопрос в том, что представительство должны открывать чеченцы. До тех пор, пока указом Масхадова я не буду отстранен от этой должности, ни один чеченец не сможет меня здесь заменить”, – заявил представитель ЧРИ.
Вместе с тем, он не думает, что на этот шаг может пойти азербайджанское правительство. Во-первых, говорит Асаев, они тоже мусульмане, кавказцы. Во-вторых, в Баку должны знать, что если ради налаживания отношений с Россией этот шаг все же будет сделан, то под угрозой окажутся отношения с чеченским народом.
“А портить отношения с целым народом, я думаю, азербайджанское правительство сегодня не собирается. Поэтому в Баку не одобрят идею открытия альтернативного представительства”, – отметил Али Асаев.
Вместе с тем, он в курсе того, что в пророссийской администрации Ахмада Кадырова уже подготовлен указ о создании такого представительства, однако он так и не был подписан. Они знают, что Асаев однозначно не согласится представлять здесь интересы Кадырова, говорит он, поэтому даже если этот указ и будет подписан, никто сюда не приедет. – Сегодня в Азербайджане официально зарегистрировано 7180 беженцев из Чечни. В основном это женщины, дети, раненые и больные.
“Здесь есть и молодежь, но это не говорит о том, что они бандиты или террористы. Это официально воюющая сторона, ополченцы, борющиеся за свою свободу. Все они – сторонники Масхадова и недовольны действиями России в Чечне. Поэтому они не позволят русским представлять в Азербайджане свои интересы. Чтобы открыть здесь альтернативное представительство азербайджанская сторона должна депортировать всех этих беженцев. Если это произойдет, то я с протестом покину вашу страну; то же самое сделают и наши беженцы. Но не думаю, что это случится”, – сказал Асаев.
“Я не могу разделять Азербайджан и Грузию. Мне легче вместе сопоставить эти страны с другими регионами. Естественно, чеченцам удобнее в Баку или в Тбилиси, нежели в других регионах. Потому что это Кавказ. В любом случае, завтра он сожмется в единый кулак. Вы не раз слышали заявления самого Масхадова о том, что Гейдар Алиев является ведущим политиком Кавказа. Поэтому, конечно же, главной опорой чеченцев является Азербайджан. Азербайджанская общественность тоже нас прекрасно принимает. У нас самые близкие отношения”, – отметил он.
“Я никогда не пытался наладить отношения с правоохранительными структурами Азербайджана – они у меня есть. У нас есть возможность связываться с ними, высказывать свое возмущение по этому поводу. Я неоднократно заявлял, что ни одно нормальное государство, которое признает свою независимость, не имеет права нарушать международные правила по выдаче таких людей. Мы не против экстрадиции преступников. Это нужно делать и в самой Чечне. Но дело в том, что они не являются гражданами России. Мы не признаем этого. Кроме того, прежде чем кого-либо арестовывать и выдавать, нужно тщательно изучить вину этих людей. Для России виноват любой чеченец. Пожалуйста, пусть сегодня передадут Асаева, они завтра навесят на меня 20 статей. Поэтому я, выражая волю всего чеченского народа, не советую азербайджанскому правительству, выдавать ни в чем не повинных чеченцев России”, – подчеркнул он.
По мнению Али Асаева, требуя выдачи чеченцев, Москва выясняет степень лояльности к ней Азербайджана. Гуманитарное положение чеченских беженцев в нашей стране представитель ЧРИ назвал очень тяжелым.
“Азербайджанские власти не выделили для них ни одного помещения. Мы не осуждаем их за это – у вас самих миллион беженцев. Но нам очень тяжело. Здесь было две гуманитарных организаций, помогавших чеченцам, но сейчас их нет”, – говорит Али Асаев.
Комментируя события в самой Чечне, ее представитель в Баку заявил, что чеченцы активно готовятся летом переломить ситуацию в свою пользу. Скоро закончится партизанская война и начнется наступательная, отметил он. Асаев опроверг сообщения российских властей о начале вывода федеральных войск из Чечни. Наоборот, по его словам, туда прибывают новые отряды наемников.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год