Рауф Талышинский
Нельзя не заметить, что у нас есть целый ряд очень хороших традиций. Например, входя куда-либо, принято говорить: “Здравствуйте”. Если кто-то на улице, например, попросит прикурить, то почти наверняка потом скажет: “Спасибо”.
То, что он вместо благодарности развернется и въедет вам по скуле, очень маловероятно. Трудно предположить такой исход даже в том случае, если прикурить вы дали кому-то другому, с кем у этого человека натянутые отношения. То есть отношения, конечно, выяснить можно, но при чем тут прохожий?
Так что традиции хорошие у нас есть. Но бывают и исключения.
Это я к тому, что самой актуальной темой последнего времени стали, кажется, гранты. Кто получил, сколько, от кого – все это самые животрепещущие вопросы. Тема не сходит с повестки дня уже вторую неделю. Приблизительно столько же времени потребовалось на то, чтобы обсудить и утвердить государственный бюджет. Но людей понять можно: бюджет – вещь важная, но гранты – это более интересно.
Вообще говоря, желание пересчитать деньги в чужом кармане неистребимо живет в людях еще с советских времен. И эту славную традицию в нашу независимую эпоху восстановил еще “Бакинский бульвар”. Но тогда все ограничивалось таким, я бы сказал, слегка пованивающим любопытством пополам с откровенным враньем. Теперь дело серьезнее: в центре становящихся все более бурными дискуссий как бы сам собой оказывается вопрос, а вернее, даже два вопроса: 1) За сколько Родину продали? 2) За сколько ее купили?
В общем, вопросы ставятся в такой плоскости, что их просто невозможно оставить без ответов. Хотя, наверное, те, кто так интересуется, могли поступить и по-другому: просто попросить информацию и легко ее получить – фонды, в отличие от многих наших ведомств, организации “прозрачные”. Легко можно было бы выяснить, что никакого “тбилисского центра” Фонда Сороса, который, якобы, возглавляют армяне, ведущие подрывную работу против Азербайджана (это с легкой руки Сиявуша Новрузова повторяют все, кому не лень), не существует. Хотя, если уж кому так интересно, уточнить можно было бы, подняв телефонную трубку и нажав шесть кнопок Но это, я понимаю, трудозатраты, к которым у нас не привыкли.
Поэтому поясняю: никакого “тбилисского центра”, и уж тем более возглавляемого армянами, в природе нет. В Тбилиси есть “Институт Открытое общество – Грузия”, во главе которого стоит Михаил Чочкунашвили. Но к Азербайджану он никакого отношения не имеет. В Азербайджане Фонд Сороса представляет свое национальное правление, в которое входят ректор крупнейшего в стране негосударственного университета “Хазар”, профессор-математик Г. Исаханлы, врач, президент благотворительной гуманитарной организации “Ихлас” Л.Мамедова, глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, доцент (тоже математик) Гянджинского государственного университета Н.Ибадов. И автор этих строк. Это, повторяю, очень легко было узнать, затратив сотую часть тех усилий, которые пошли на обсуждения “тбилисско- армянского факта”.
Но это так, кстати. А если по существу, то, как я понимаю, суть (или, скорее, цель) – втянуть фонд в политику, к которой он никакого отношения не имеет и иметь не хочет. Ни разу за те годы, что в Азербайджане существует отделение фонда, оно не давало гранты, да и вообще никак не сотрудничало с политическими партиями (ни с проправительственными, ни с оппозиционными). И не будет этого делать, поскольку это противоречит идеологии самого фонда.
Да, газетам помогли. Но помог, кстати, никакой не “тбилисский центр”, а сетевая программа поддержки СМИ, базирующаяся в Будапеште. Помогли, надо полагать, по принципу: дать тому, кому больше взять неоткуда. Скорее всего поэтому в списке нуждающихся не было газет правительственных и проправительственных. И как помогли? Никому никаких денег не дали. В Баку они даже не поступали. Просто из Будапешта оплатили часть той суммы, которую надо было отдать за бумагу. То есть, просто не дали закрыться.
Это заметили. И сделали вывод: “Фонд поддерживает оппозицию. Следовательно, он против правительства. Следовательно, он против государства. Следовательно, он против Азербайджана”. Вот такая логика.
Но странно, что никто не обращал внимания на деятельность “Института Открытое общество” когда фонд поддерживал вполне лояльную правительству Национальную академию наук, оснастив компьютерами ее библиотеку. Означало это, что в тот момент фонд выступил “против оппозиции”? Вообще, раз уж приходится существовать в такой логике, то хотелось бы все-таки знать, “против” кого фонд выступил, когда взялся за реализацию в Азербайджане проекта Step by step, и тратит на ремонт детских садов и начальных классов школ, закупку для них специальной мебели в среднем по полмиллиона долларов в год? В этом случае грант получается “за правительство” или “за оппозицию”?
Когда создаются бесплатные интернет-центры в Баку, Гяндже, Лянкяране, Мингячевире, и по этому гранту на ремонты помещений, закупку оборудования, оплату связи и работы персонала уходит 765 тысяч долларов в год – это будет считаться как “за” или как “против”?
Или, например, фонд в числе прочего занимается программами по реабилитации умственно больных детей, программами по смягчению страданий обреченных на смерть людей. Их тоже можно оценить по принципу “за” и “против”, заподозрив в числе последних двоих-троих оппозиционеров? Медицинские программы фонда общей “стоимостью” 322 тысячи долларов в год – за них по крайней мере можно не рисковать нарваться на обвинения в подрывной работе? Или они тоже должны быть политически выверены?
Или этих денег вообще не надо? На компьютеры, новые учебники, курсы иностранных языков, курсы по основам современного бизнеса для молодежи, фестивали и выставки и пр. и пр. – всего около 4 миллионов долларов в год? Может быть, тем полутора десяткам наших старшеклассников, отправлющихся на целый год учиться в американские школы при полном финансировании Фонда Сороса, тоже не следует ездить, чтобы не “продать Родину”?
Вполне возможно, что и не надо. Но если так, то почему бы об этом прямо и недвусмысленно не сказать? А если все-таки эти деньги стране (вернее ее гражданам) совсем не помешают, то почему бы тем, кто считает возможным говорить от имени этих граждан, не сказать в соответствии с нашими хорошими традициями хотя бы “спасибо”.
Ведь посудите сами, Джордж Сорос, человек от нашей страны, мягко говоря, весьма далекий, на последние три года потратил на Азербайджан по самым скромным подсчетам около 12 миллионов долларов. И ничего взамен не хочет – ни контрактов, ни должностей… Найдется ли хотя бы один гражданин Азербайджана, который за это же время потратил на СВОЮ РОДИНУ 1/100 этой суммы? В том числе из тех, кто в последнее время так часто говорит о Фонде Сороса?
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год