Р.НАСИРОВ
Еще издали “Сиязань бройлер” предстало перед нами как на ладони. Во всяком случае при подъезде к птицефабрике, узрев отремонтированные верхушки металлического покрытия помещений, журналистам показалось, что мы увидели весь комбинат. Уже гораздо позже выяснилось, что на самом деле протяженность птицефабрики около 15 км, а общая площадь – порядка 500 гектаров и нашему взору предстала лишь часть его производственных цехов.
На проходной автомобиль с журналистами не пропустили. Возникла какая-то заминка, пока начальник информационного отдела Минэкономразвития Агаджан Ахмедов поставил в известность руководство комбината “о миссии СМИ”. Тогда нам эта строгость показалась заранее спланированной акцией начальства фабрики, “мол, смотрите, какие у нас здесь жесткие порядки”. Однако немногим погодя, все мы поняли, почему исключений на птицефабрике не делали никому.
Но сначала краткий экскурс в историю. Построенная в 1984 году, некогда самая большая птицефабрика в Азербайджане, как и большинство предприятий постсоветского периода пришла в упадок. Обладая производственной мощностью в 16 млн. тонн мяса в год, она простаивала с 1995 по 2000 год. И пока пустоты в потребности местного рынка в птичьем мясе успешно заполняли американские “ножки буша”, персонал предприятия в составе 2 тыс. человек покорно ждал инвестора, способного запустить цеха.
Далее все по христоматийной схеме приватизационного периода: на базе птицефабрики организовывается акционерное общество “Сиязань бройлер”, которое передается американской компании “Бак Групп Лтд.”. Однако обязательств перед правительством она не выполнила и, частично инвестировав проект, вскоре вообще отказалась от него. В результате в 2000 году его новым хозяином, получившим такое право благодаря инвестиционному конкурсу, организованному Мингосимущества, стала арабская компания Ruby Rose Group S.A.R.I.
Нельзя сказать, что на предприятии все сразу расцвело. Однако свидетелями конкретных результатов прогресса мы стали. Например, выяснилось, что из уволенных некогда 2 тыс. человек, 500 уже вернулось на производство. Причем, по заявлению его руководства, в кадровом вопросе предпочтение отдается старым работникам – в целом на их долю приходится приблизительно 70% персонала комбината, средняя зарплата на котором составляет порядка 300 тыс. манатов. Уже отремонтировано большинство помещений птицефабрики. Из обговоренных с правительством 35 млн. долларов, которые компания должна вложить в производство в течение 3 лет, – затрачено 7,6 млн.
Если добавить к перечисленному также то, что в течение года фабрика закупила у фермеров Хачмазского, Губинского, Девечинского и Гусарского районов кормов на сумму более 1 млн. долларов и сейчас идут переговоры с руководством Сиязаньского района о целевом вложении инвестиций в хозяйства, специализирующиеся на выращивании этих кормов, то реальная польза от конкретной приватизации Сиязаньского бройлерного – очевидна.
Однако вернемся к нашей экскурсии. На птицефабрику нас все же впустили. Причем встречали делегацию журналистов председатель правления АО Абдул Карим Хуссейн и его консультант Октай Гусейнов. Поставленные перед фактом визита они согласились сопровождать нас по территории.
Отвлечемся и расскажем, чем производственные зоны отличаются друг от друга. По словам председателя АО Ruby Rose Group S.A.R.I., компания приехала в Азербайджан надолго, и потому с первых дней перед ее руководством стояла задача наладить не только производство мяса, но и попутно выращивать племенную птицу.
Для этих целей компания в марте текущего года закупила у международной компании Cobb Breeding Company Ltd первую партию племенных цыплят породы KOB-500. Малыми партиями они поставляются до сих пор, однако в целом политика инвесторов расчитана на выращивание кобовского “генофонда”. Они не используются для убоя. Их предназначение – снабжать птицефабрику отборными яйцами, из которых в инкубационных цехах вылупляется будущее убойное мясо. Хотя со временем часть цыплят все же используется для обновления генофонда уже местного племени.
По словам гидов, до сих пор на племенных KOB-500 было затрачено 100 тыс. долл. И что интересно, оказывается, та же порода птиц разводится на птицефабриках, принадлежащих этой компании в Беларуси, Молдове, Румынии, Украине. Готовится даже некий договор, для того, чтобы компания Ruby Rose Group S.A.R.I. получила право на монополию выращивания KOB-500 на территории СНГ.
Но нам все же посчастливилось видеть представителей знаменитой английской породы. По нашей просьбе из цеха вынесли петуха и курицу неимоверно больших размеров (порядка 3,6 кг живого веса) и пояснили, что их цыплята не успевают вырасти до таких гигантов. Они идут на убой при массе от 900 до 1300 гр. Такой вес птица набирает всего за 35 дней.
Абдул Карим Хуссейн пояснил, что в специально подготовленных для выращивания площадках сидит порядка полмиллиона кур. Всего на комбинате 64 маточных помещения и в каждом из них лелеют и ухаживают за 4-5 тыс. племенных птиц. В промышленной зоне – 32 помещения. В день в них собирают более 20 тыс. яиц. И, наконец, зона бройлерская. По мере надобности и завершения ремонтных работ каждый раз в эксплуатацию пускается все больше помещений, расположенных именно там.
К ним мы и направились после. Пустые огромные и холодные залы не отличались особой примечательностью. Тепло и уют в них появится после, когда будет установлено оборудование бельгийской компании Roxell, которое обеспечит цыплят бесперебойным циклом питания, полива и температурного режима. Все это гарантирует минимальный падеж птицы – удается сохранить до 90% молодняка и 98% выращенных кур.
Особо интересным гостям показался убойный цех. Здесь работа кипела вовсю и наверняка сама методика ощипки и разделки тушек знакома многим по фильмам советских лет. Птицы на конвейере проходили сквозь какой-то аппарат, который отсекал им головы. Далее непрерывный цикл подгонял их к машине ощипывания и обмывки тушек. Зрелище не для слабонервных. Попутно из них вынимались внутренности, которые работницы складывали в отдельные кули – субпродукты составляют 5% производственных мощностей. Но уже полностью вымытыми они плавно скользили в руки расфасовщиц и приобретали, как говорится, товарный вид.
Продолжая экскурсию по цеху, Абдул Карим Хуссейн рассказал и о планах по реализации продукции. По его словам, первая крупная партия мяса птицы поступит городским потребителям уже на следующей неделе. Ежедневная партия составит 20 тонн. Это немного, поскольку, по приблизительным подсчетам руководства компании, ежемесячная потребность в птичьем мясе в стране – 1200 – 1300 тонн. Так что пока “Сиязань бройлер” может удовлетворить лишь ее половину.
Хотя стоит также учесть, что даже с такими объемами выпуска комбинат загружен всего на 20% мощностей. Следовательно, не за горами время, когда зависимость азербайджанских потребителей от цен на импортное птичье мясо полностью отпадет. Если к этому приплюсовать также то, что помимо “Сиязань бройлер” в стране успешно набирают обороты еще несколько уже приватизированных птицефабрик, то перспективы могут только радовать.
Отвечая на вопрос о ценах на продукцию комбината, А.Хуссейн сказал, что они еще точно не определены, но поскольку в данный момент азербайджанское представительство Ruby Rose Group S.A.R.I. только выходит на местного потребителя, то “пока на рынке не наша цена, а рыночная”. То есть с ростом мощностей и объемов выпуска готовой продукции цены на “Сиязань бройлер” будут только падать. Тем более, что глава АО признал, что раньше месячная потребность в мясе птиц в стране составляла 2 – 2,5 тыс. тонн, но из-за увеличения объемов производства мяса крупного рогатого и мелкого скота, население им успешно заменяет птичье. В общем, рыночная политика компании рассчитывается по принципу “чем больше обороты производства, тем ниже цены”.
На этом наша экскурсия закончилась. И можно было завершить пересказ увиденного ударным заявлением типа “Сиязань бройлер” – образец успешно проведенной приватизации”. Однако, думаем, более красноречиво это утверждение докажут цифры: с момента приватизации птицефабрики, инвесторы покрыли долги по зарплате на сумму, превышающую 1 млрд. манатов, в госбюджет было перечислено 672,16 млн., в фонд социальной защиты – 428,7 млн., а в фонд занятости – 27,5 млн. манатов…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год