Мазахир Эфендиев, национальный куратор программы ЮНДП по борьбе против наркотиков на Южном Кавказе
Отмывание “грязных денег”, или легализация доходов, полученных незаконным путем, становится одним из наиболее распространенных и опасных видов экономических преступлений в мире. “Грязные деньги” подрывают честный бизнес, развращают политические институты, являются питательной средой коррупции и организованной преступности и в конечном счете создают угрозу экономической и национальной безопасности для любого государства.
Борьба с легализацией преступных доходов является составной частью борьбы с международной организованной преступностью. Между странами СНГ в настоящее время заключено более ста многосторонних и двусторонних соглашений относительно сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью. Значительная часть этих соглашений предусматривает сотрудничество в борьбе против легализации преступных доходов. Недостатком таких соглашений является их декларативность. По своему содержанию они лишь разновидность протоколов о намерениях.
Как бороться в таких невыгодных условиях против международной наркоиндустрии и ее многочисленных организациях, завуалированных под многочисленные цели и задачи гуманитарных программ, проектов и т.д. Как вычислить теснейшую, органическую связь между наркобизнесом и международным терроризмом? В этой области странами Запада достигнут определенный успех. Сейчас, когда преступники, отмывающие деньги от торговли наркотиками, используют другие типы финансовых институтов, следует фокусировать внимание на косвенных методах внедрения нелегальных денег в экономическую систему и разработать другую методику для борьбы с отмыванием “грязных доходов”.
В этой связи представляется решение азербайджанского правительства более не проверять на чистоту внешний, иностранный капитал, вкладываемый в азербайджанскую экономику в качестве инвестиций. Идея о спасении отечественной экономики не должна осуществляться любой ценой, хотя бы потому, что “грязные инвестиции” всегда ведут к “грязным политическим заказам” из вне. Сегодня в мире наблюдается процесс скрещивания международной наркомафии и политических синдикатов, которые, безусловно, отдают предпочтение “беловоротничковому пути отмывания”. Факты отмывания подобных доходов не так очевидны, как в случае с наркобизнесом, поскольку доходы от “беловоротничковых” преступлений обычно существуют в форме денежных переводов, что избавляет преступников от проблем, связанных с размещением наличности.
Названная преступная деятельность по самой своей природе дает преступные доходы, которые в большинстве случаев остаются не обнаруженными регулярными проверками и правоохранительными органами, поскольку усилия последних направлены на отслеживания момента помещения нелегальных ленег в форме наличной суммы в законную финансово-банковскую систему. В результате этого отмывания криминальных доходов еще более трудным может стать механизм их обнаружения. Доходы от “беловоротничковых” преступлений часто выглядят как законные выплаты: по страховке недвижимости или от правительственных органов либо по частным страховым полисам.
И только после того, как преступный замысел раскрыт и определена наркокриминальная цепочка, можно отследить и индентифицировать поток антизаконной прибыли. Ускорение глобализации бизнеса в последнее десятилетие в значительной мере обусловлено использованием новых информационных технологий. Наряду с общей несогласованностью концептуальных взглядов на определение самого понятия “незаконные доходы” отсутствие единых международных подходов к определению информационных ресурсов и средств их поддержания значительно осложняет возможность противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем.
Ярко выраженный международный характер операции по отмыванию доходов требует создания соответствующих международных рабочих групп для проработки вопросов о международном обмене информацией и разработки соответствующих организационных процедур и их информационного обеспечения. Следует подчеркнуть, что терроризм себя в последнее время проявляет не только в совокупности с сепаратизмом в территориальном смысле, но и в качестве финансовых афер и банковских махинаций. Из-за этого правоохранительным органам необходимо эффективно использовать возможности, представленные как национальным законодательством в сфере борьбы с преступностью, так и уже заключенным международными договорами.
С этой целью необходимо: 1. Решить вопрос о вхождении Азербайджана в межправительственную организацию – Специальную финансовую комиссию по проблемам отмывания денег (ФАТФ), целью которой является разработка и содействие политике, направленной на борьбу с отмыванием грязных доходов. Вступление в эту организацию, подготовившую свыше 40 рекомендаций, направленных на борьбу с отмыванием “грязных денег”, будет способствовать быстрому вхождению Азербайджана в систему международных органов по борьбе с отмыванием доходов, полученных криминальным путем. Кроме того, это создаст предпосылки для совершенствования различных отраслей национального законодательства.
2. На уровне государств-участников СНГ следует принять многосторонний договор, аналогичный по содержанию конвенции об отмывании, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.
3. Целесообразно привести отечественное законодательство в соответствие с нормами международного уголовного права в области борьбы с легализацией доходов преступной деятельности и борьбы против слияния наркобизнеса с госструктурами. И несколько слов напоследок. Вред от легализации незаконных доходов может быть значительным. Ущерб причиняется вывозом капитала из стран СНГ, в том числе и из Азербайджана за границу. Бытующее у ряда местных и зарубежных криминологов мнение, будто легализация незаконных доходов не опасна, ибо деньги должны “работать” и что преследование за “отмывание” последствии хищении, коррупции и других экономических преступлении препятствует раскрытию источников незаконного обогащения, представляется безосновательной.
Ярко выраженный международный масштаб операции по отмыванию “грязных доходов” требует создания широкого международного фронта антикоррупционных сил в качестве рабочих групп, цель которых должна заключаться в международном обмене информацией, координации всех действий, направленных на борьбу с этим злом и на разработку соответствующих, качественно иных процедур и их информационного гарантирования…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год