Габалинская РЛС в центре внимания

НУРАНИ, И.РЗАЕВ, Н.РАМИЗОГЛУ

После переговоров Путина и Буша в техасском Кроуфорде, а затем – турне Колина Пауэлла по постсоветскому пространству судьба договора по ПРО недолго оставалась неопределенной. Вчера президент США поставил в известность руководство сената и палаты представителей конгресса о принятом им решении объявить о выходе США в одностороннем порядке из договора по ПРО от 1972 года. Об этом сообщила телекомпания NBC. По ее данным, присутствовавший на встрече с Бушем в Белом доме лидер сенатского большинства сенатор-демократ Томас Дэшл подтвердил, что американский лидер проинформировал его и еще троих руководителей конгресса о принятом им решении. При этом Дэшл не сообщил, когда Буш объявит о своем решении.

Россия готова к выходу США из ПРО, – сказал РИА “Новости” информированный источник во властных структурах РФ. При этом источник дал понять, что для России это в определенной степени даже выгодно. “Не тратя собственных средств на аналогичные системы безопасности, мы сможем обеспечить свои национальные интересы”. Страсти вокруг договора по ПРО, по традиции, воспринимались и воспринимаются в Азербайджане как нечто, прямого отношения к нашей стране не имеющее. В самом деле нашей стране явно не до создания многомиллиардной системы ПРО или собственной ракетной программы.

Но есть одно “но” – Габалинская РЛС, важнейший компонент российской системы ПВО. Формально, пока действовал договор от 1972 года, и его участники – США и СССР – не имели права создавать противоракетный щит вдоль своих границ, на ГРЛС никаких “противоракетных” задач не возлагалось. Однако выход Вашингтона из договора, по сути дела, предрешен. А это уже автоматически поставит Россию перед необходимостью создать собственную “малую ПРО” – иначе, признав поражение в “противоракетной” гонке, она просто распишется в том, что более не является сверхдержавой.

Ключевым элементом которой, по логике вещей, окажется Габалинская РЛС – в зоне ее обзора находятся те самые “страны-изгои”, ракетных пусков с территории которых так остерегаются США, не говоря уже о том, что наличие Габалинской РЛС, занимающей единственную географическую “брешь” между Кавказом, Эльбрусом и горами Малой Азии, позволяет Москве быть “в курсе событий” на всем пространстве юга Евразии, вплоть до побережья Аравийского моря.

При этом нынешняя неопределенность судьбы договора по ПРО ни в коей мере не снижает заинтересованности России в существовании Габалинской РЛС – непонятно, какой ответ потребуется давать США, и хорошо бы сохранить все то, что есть в наличии и может, хотя бы теоретически, понадобиться. Как заявил “Эхо” генерал-майор ПВО Владимир Тимошенко, выход США из договора по ПРО не окажет непосредственного влияния на судьбу Габалинской РЛС.

Генерал-майор сообщил, что несколько лет назад Россия из-за требований договора по ПРО вынуждена была приостановить строительство в Красноярске радиолокационной станции, аналогичной Габалинской. Теперь, вследствие выхода США из договора, у России фактически “развязываются руки”. И наряду с наступательным вооружением эксперт прогнозирует укрепление средств предупреждения РФ, среди которых не последнее место занимает ГРЛС.

Кроме того, основные события антитеррористической операции происходят именно в зоне обзора Габалинской РЛС, и, несмотря на все заявления о переходе на космические средства наблюдения, военных спутников России сегодня катастрофически не хватает, и во время первой фазы антитеррористической операции в Афганистане у России “спутникового глаза”, как известно, не было. Не говоря уже о том, что информация со спутников тоже должна куда-то поступать.

Одна такая станция спутниковой связи находится в неспокойном и бедном Таджикистане, и России остро необходим “запасной аэродром”. Роль которого и может сыграть Габалинская РЛС. Кроме того, сегодня трудно судить, что именно представляет для России больший интерес: технические возможности Габалинской РЛС или сам факт военного присутствия в Азербайджане. Особенно на фоне последних успехов американской дипломатии и создания американских военных баз на постсоветском пространстве. Но вот соответствует ли такой поворот дел интересам Азербайджана?

Нынешние отношения России и США многие сравнивают с периодом Второй мировой войны. С появлением Гитлера – “общего врага” – США, Великобритания и СССР, забыв о своих разногласиях, создали антигитлеровскую коалицию. Однако не успела закончиться Вторая мировая война, как настал черед “холодной”. Нынешние противоречия между Москвой и Вашингтоном тоже не исчезли. И если на территории нашей страны, открыто делающей ставку на Запад, сохранится российская РЛС, то Азербайджан в лучшем случае окажется в положении Кубы, на территории которой соседствовали “Лурдес” и Гуантанамо.

То есть будет обречен на вечный статус “горячей точки”, “конфликтной зоны” и т.д. И, наверное, нам уже давно следовало бы понять, что военно-политические приоритеты отличаются от паев в контракте, и баланс интересов тут невозможен в принципе – в этой сфере действует принцип “все или ничего”. И если мы и дальше будем пытаться найти этот самый “баланс интересов” и пытаться найти “приемлемую для всех формулу”, мы тем самым будем просто поощрять “великие державы” к дальнейшим попыткам перераспределения сил в регионе. Последствия которых могут быть весьма болезненными для нас…

В ходе предстоящего в феврале 2002 г. визита Гейдара Алиева в Москву соглашение “О статусе и совместной эксплуатации Габалинской РЛС” подписано не будет. Причина, как сообщил вчера в интервью ANS вице-премьер Аббас Аббасов, – неготовность документа к подписанию.

Однако межправительственная азербайджано-российская комиссия по подготовке соглашения свою работу продолжает… Выход Соединенных Штатов из договора по ПРО от 1972 года не станет неожиданностью для Москвы.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: