И.РЗАЕВ, С.АЛИЕВА, С.МУСТАФАЕВА
До окончания осенней сессии Милли меджлис страны ратифицирует Европейскую конвенцию по правам человека (ЕКПЧ). Об этом в интервью “Эхо” сообщила замглавы постоянной комиссии ММ по международным вопросам и межпарламентским связям Гюльтекин Гаджиева. Она напомнила, что, в соответствии с обязательствами страны перед СЕ (от 25 января 2001 года), ратификация должна пройти в годичный срок. По словам парламентария, ратификация пройдет до 30 декабря 2001 года, поскольку в этот день ММ уходит на зимние каникулы. До 25 января, заверила Г.Гаджиева, конвенция уже вступит в силу.
Интерес и надежды, связанные с ратификацией конвенции, основываются на том, что с вступлением в силу этого документа граждане Азербайджана, а также юридические лица приобретают право обращаться с жалобой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) – наднациональный судебный орган, рассматривающий факты нарушений прав человека в странах СЕ. Однако, как сообщил председатель Азербайджанского фонда развития демократии и защиты прав человека Гаджимурад Сададдинов, эйфория здесь неуместна.
ВСЕ РАВНЫ. НО НЕКОТОРЫЕ – РАВНЕЕ
ЕСПЧ, как сообщил Г.Сададдинов, рассматривает ТОЛЬКО ИСКИ ПРОТИВ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ИЛИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА. К примеру, действия применившего пытки полицейского подпадают под статью 3 ЕКПЧ: “Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию” и могут быть обжалованы в Европейском суде. Жалобы на частных лиц или НПО страны к рассмотрению в ЕСПЧ не принимаются.
Под юрисдикцию ЕСПЧ, сообщил правозащитник, подпадают только нарушения, имевшие место после или продолжающиеся на момент вступления в силу Европейской конвенции. К примеру, известный заключенный Джан-Мирза Мирзоев может обратиться в ЕСПЧ в соответствии со статьей 6 Европейской конвенции: “Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом…” Поскольку, говорит Сададдинов, заключенный может обжаловать в ЕСПЧ решения всех судебных инстанций страны, доказав их зависимость от исполнительной власти.
Европейский суд принимает заявления только после того, как дело было рассмотрено всеми судебными инстанциями внутри страны и их решения истца не удовлетворили. Судебные мытарства в пределах Азербайджана будут выглядеть следующим образом: суд первой инстанции (райсуд) – Апелляционный суд – Верховный суд (ВС) – Пленум ВС – ЕСПЧ. Временная разница между рассмотрением дела на Пленуме ВС и подачей заявления в ЕСПЧ не должна превышать шести месяцев – в противном случае иск к рассмотрению не принимается.
Кроме того, ЕСПЧ разбирает нарушения только тех прав, которые оговорены в Европейской конвенции. Поэтому в исковом заявлении, сообщил Г.Сададдинов, необходимо точно указать статью конвенции, которую должностное лицо или госорган нарушил.
Поступивший в ЕСПЧ иск вначале регистрируется. Затем обращение рассматривается на предмет приемлемости к рассмотрению. От принятого на этом этапе решения зависит судьба дела: отклонение от рассмотрения по тем или иным причинам, сообщил Г.Сададдинов, означает, что истец никогда более не сможет обращаться в ЕСПЧ по этому делу.
При всех указанных ограничениях, желающих обратиться в ЕСПЧ немало.
ИМЯ ЕМУ – ЛЕГИОН
В настоящее время Азербайджанский фонд развития демократии и защиты прав человека рассматривает дела, которые затем будут направлены в указанную судебную инстанцию. Аналогичная работа ведется и в других правозащитных организациях. Опрос на улицах Баку показал, что число желающих обратиться в ЕСПЧ пропорционально фактам нарушения прав человека в стране. На вопрос: “Чувствуете ли вы себя защищенными в своих правах в Азербайджане”, респонденты иронически улыбались. И неудивительно, по мнению граждан в Азербайджане говорить о защите прав человека “смешно”, поскольку вести речь о том, чего не существует бессмысленно.
Например, по мнению сотрудника НАН, геофизика по специальности, “стоит только заговорить о правах человека, как сразу же натыкаешься на “толстолобость” наших властей. В итоге неправым оказывается тот, кто заговорил о них первым”. “Тому свидетельство – деятельность азербайджанских судебных органов. О продажности наших правозащитников и судей пора слагать легенды. А ведь этот орган является чуть ли не самым важным в системе защиты прав человека?! “Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах” – этим утверждением, которое находится в вопиющем противоречии с действительностью, начинается первая статья Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года. С тех пор прошло больше 50 лет, а нарушение прав человека продолжает оставаться самой острой темой. Т.к. это самое распространенное явление и не только у нас, но и во всем мире”, – считает геофизик.
Помимо неисчислимых фактов нарушений прав физических, есть факты попрания прав юридических лиц. Первыми в этом ряду, несомненно, стоят оппозиционные партии. Разгон митингов и пикетов подпадает под статью 11 Конвенции о свободе собраний. Помимо оппозиционных партий, возможность обращения в ЕСПЧ приобретают сотни НПО страны, которым Минюст в регистрации отказывает.
Вместе с тем, как сообщил Г.Сададдинов, сегодня в очереди на рассмотрение в ЕСПЧ находится около 20 тыс. исков. В данный момент Европейский суд рассматривает иски, поданные еще в 1997 году. Кроме того, по мере расширения СЕ, продолжает возрастать и число обращений в ЕСПЧ: еще несколько лет назад число заявлений на очереди было около 15 тыс.
Как заявил “Эхо” руководитель экологической НПО “Эколекс” (ей отказано в регистрации) Самир Исаев, обращение в ЕСПЧ – больше пропагандистский шаг и успех здесь не гарантирован. Кроме того, решения ЕСПЧ попросту могут не выполняться государством – институт судебных исполнителей здесь отсутствует.
Вместе с тем невыполнение страной решения ЕСПЧ, после доведения этого факта до сведения Комитета министров СЕ, чревато исключением страны-нарушителя из Совета Европы. Кроме того, в настоящее время изыскиваются механизмы повышения проходимости ЕСПЧ.
В настоящее время, как стало известно, азербайджанская сторона изучает возможность обращения в ЕСПЧ в связи с нарушением прав азербайджанцев, проживавших в Армении, Нагорном Карабахе и в прилегающих к нему районах.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год