Р.ОРУДЖЕВ
С отменой с начала будущего года большинства социальных льгот населению с новой силой встает вопрос о возможности новых массовых выступлений жителей регионов Азербайджана. Ни для кого не секрет – провинции и так не обременены излишним вниманием к себе властей, особенно в плане обеспечения цивилизованными условиями существования. Теперь еще эта беда.
О том, каково реальное социальное положение населения на периферии на нынешний момент и к чему может привести отмена льгот, мы поинтересовались вчера у лидеров районных отделений оппозиционных партий “Мусават”, ПНФА и ДПА.
В целом ситуация похожа, во всю ширину нашей “географии”. Начнем с юга. По сведениям из Масаллинского района, здесь сложилось катастрофическое положение с подачей электроэнергии. Ею можно пользоваться лишь 2-3 часа в сутки. Что касается газа, то его здесь вообще нет, несмотря на то, что дней 20 назад местные власти обещали возобновить его подачу. Продолжается отток трудоспособного населения на заработки в Россию. Наблюдаются задержки с выплатами и без того мизерных пенсий пожилым людям, что заставляет их почти поголовно мерзнуть на улицах в надежде продать что-нибудь из выращенного собственными руками.
Известие о предстоящей отмене льгот вызвало недовольство населения района, и оно готово выступить в любой момент, но этому всячески препятствуют местные исполнительные органы. Пока люди обращаются туда со своими жалобами, ходят с этим и в полицию, и в отделения оппозиционных партий. Власти оправдываются тем, что не в состоянии вытребовать дополнительные поставки энергии для района.
Несколько лучше (весьма относительно) чувствуют себя жители центрального Алибайрамлинского района. Здесь электричество подают в дома два раза в сутки, в целом в течение 10 часов. Газ есть постоянно, но по сравнению с предыдущим годом напор его сильно ослаб, то есть использовать его даже по назначению представляется весьма проблематичным. А с похолоданием газ вообще отключают, вероятно, из-за повсеместного включения на всю катушку, хотя вряд ли здесь подойдет это сравнение. В Алибайрамлы прекрасно осведомлены об отмене льгот. И многие люди теперь просто не знают, чем они будут платить за коммунальные услуги, учитывая размер предполагаемых компенсаций.
В пятницу в Алибайрамлы состоялся пикет ходоков из поселка Муган, относящегося вообще-то к соседнему району. Прозвучали угрозы, что если и впредь электроэнергия будет подаваться в село в прежнем режиме, жители Мугана перекроют центральную автотрассу на юг. Руководство станции обещало исправить положение.
В другом центральном районе страны – Агсуинском – недавно, месяц назад, подали газ, но пока только в некоторые места самого райцентра. С электроэнергией не лучше – по району ее подают в течение 4-5 часов в сутки, но “порциями” – по 30-45 минут каждая. Здесь, в отличие от других регионов, большинство населения пока не разобралось, как будет воплощаться в жизнь положение об отмене льгот. Соответственно и недовольства особого люди не проявляют. Поэтому вряд ли возможны выступления в защиту социальных прав, поскольку жители уверены в жестком отпоре со стороны местных властей. Обычно в таких случаях улицы заранее перекрывает полиция, не давая жителям собираться вместе.
В юго-восточном Бейлагане газа нет вообще, а свет подается в течение 9 часов в сутки в среднем. Здесь говорят о том, что через 2-3 года в район начнет подаваться газ. В местных муниципалитетах фиксируют участившиеся посещения людей, интересующихся тем, как отразится на них “новогодний подарок” – отмена льгот. В отделения оппозиционных партий уже поступают предложения даже от беспартийных жителей начать митинги. Особенной активизации недовольства и волнений населения здесь ожидают в январе, самом холодном и, соответственно, голодном месяце в году.
На западе страны ситуация тоже не выбивается из общего ряда. В Евлахском районе, к примеру, в городе свет подают 10-12 часов в сутки, в селах еще меньше. В настоящий момент идет налаживание подачи газа в сам Евлах, о селах пока речи не идет. Население в курсе “сюрприза”, приготовленного льготникам их депутатами. В районе проживает много беженцев, и особенно сильны мрачные настроения в их среде. Что же касается возможности проведения акций протеста, к этому в Евлахе отношение весьма скептическое, поскольку практически все социально активное коренное население отсутствует, опять же благодаря возможности заработать на жизнь на севере.
В Гяндже электричество подают в течение лишь 6-7 часов, в пригородах – по 2-3 часа. Газа нет вообще, за исключением нескольких поселков, примыкающих к Кяпазскому району. А население района, по словам местных жителей, как это ни прискорбно прозвучит, уже смирилось со своей участью, звучат пессимистические высказывания о том, что “пока Гейдар Алиев у власти, ничего изменить не удастся”. Хотя отдельные проявления недовольства случаются.
На севере страны, в Гусаре, свет люди видят 6-7 часов в сутки, а в горных селах вообще по 1-1,5 часов. Газом обеспечен только райцентр, да и сюда он подается нерегулярно. Население в своей массе высказывает недовольство существующей ситуацией, особенно в преддверии холодной зимы (другой здесь не бывает) и надвигающейся отмены льгот. Но большинство населения выступать боится, сильны угрозы властей. В открытую к выражению протеста готовы лишь члены оппозиционных партий, которые не составляют значительную массу. У людей денег нет вообще, север перешел на натуральный обмен.
Таким образом, социальная ситуация в регионах очень напряженная. Кроме всего прочего, растет целое поколение граждан нашей “европейской” страны, с детства не ведающее, что такое свет или газ. Еще одно поколение в поисках заработка покинуло родные места и вряд ли когда-нибудь вернется в Азербайджан.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год