“Достижения” минсельхоза Азербайджана

Р.НАСИРОВ

Следуя традиции, на очередной “партийно-правительственной” конференции партии “Ени Азербайджан” министр сельского хозяйства Иршад Алиев приурочил свое выступление десятилетию независимости страны. Его речь ничем оригинальным не отличалась: страна взяла курс на рыночную экономику; до сих пор разработано около 40 нормативно-правовых документов, регулирующих фермерскую деятельность; земля роздана бесплатно труженикам села; почти все совхозы и колхозы ликвидированы и т.д. В общем все то, что чуть ли не наизусть уже знает любой школьник.

Правда, было и нечто оригинальное – на пресс-конференции министр противоречил сам себе. Иначе чем объяснить, что в то время, как в области сельхозпроизводства все хорошо, одновременно наблюдается обратное…

Однако сначала о статистике, которую И.Алиев озвучивал гордо и убедительно. Например, по его словам, до сих пор в частное пользование сельских жетелей было передано 1 млн. 400 тыс. гектаров земель. Фермерам досталось “общепитовского” оборудования и техники стоимостью в 1 трлн. 864 млрд. манатов. И это при том, что вся собственность колхозов и совхозов оценивалась в 2 трлн. 657 млрд. манатов. Естественно, не обошлось и без комплиментов в адрес правительства – что, мол, до 1996 года была подведена нормативная база государственной помощи этим людям, а с 1996 по 1998 год жители периферии чувствовали себя как у “президента за пазухой” и из восьми видов налогов были освобождены практически от всех (помимо налога на землю). К тому же платили за топливо полцены. Словом, рай!

А в 2000 и 2001 годах сельхозпроизводительность вообще зрезко возросла и фермеры стали засевать земли, которые раньше считались малопригодными для использования. О сотрудничестве с иностранными инвесторами и говорить не приходится – масса грантов, проектов, программ и т.д. Проект ТАСИС в рамках программы Евросоюза, программы Всеминого банка (пилотные хозяйства), финансовая помощь правительств Японии, Голландии и других стран… Оказывается, этим и объясняется то, что сельхозпроизводительность в стране с каждым годом растет. Так, если в 1998 году она повысилась лишь на 3,9%, то в текущем по прогнозам – уже на 12,8%.

Еще немного о достижениях. В этом году наблюдается небывало низкая цена на зерно – 508 манатов за 1 кг, что соответствует мировым рыночным. Поголовье мелкого скота в 6 млн. 450 тыс. тонн в Азербайджане наблюдается впервые ( Такого не было даже во времена древних “аггойунлу” и “гарагойунлу”. – Авт.). Статистика о картошке радует больше всех: сбор (580 тыс. тонн) в три раза превысил прежние показатели. И, наконец, убедительны также успехи в производстве молока. В данной отрасли побиты всевозможные местные рекорды – надоили 1 млн. 200 тыс. тонн.

Первое противоречие в выступлении министра сельского хозяйство просквозило, когда он стал доказывать, что цены на рынке определяют приоритеты интересов фермеров. Отсюда мораль: выводы Иршада Алиева о том, что если в 1996 году импорт сельхозпродукции в Азербайджан составлял 368,8 млн., а в прошлом году понизился до 219 млн. долларов и в этом значительна роль Минсельхоза, не стоят и ломаного гроша. Что конкретно было сделано в ведомстве, чтобы поднять сельхозпроизводительность? Налажено сотрудничество с ТАСИС или Всемирным банком?

Так наши фермеры и раньше прекрасно знали, как сеять и убирать картошку или зерно. Потому заявления типа “в Джалилабадском районе уже второй год фермеры сажают картофель и тем самым приобретают опыт”, сильно смахивают на партийный рапорт союзных времен.

И ежу понятно, что доведенный до отчаяния азербайджанский фермер сеет и сажает в первую очередь то, что быстрее растет и окупается. Потому-то на рынках так много зелени и бахчевых. Далее этот товар через перекупщиков попадает на городские рынки, где благополучно реализуется. Как видим, заслуги Минсельхоза в этом никакой. Что касается рапорта, так землю фермерам раздавало не министерство. И его заслуги в росте сельхозпоказателей практически никакой. Зато в ведомстве очень быстро отнекиваются от негатива. Например, на любой укор типа, почему из года в год падает производство стратегических видов культур, в министерстве указывают на то, что с расформированием колхозов и совхозов функции ведомства свелись к организации нормативной базы отрасли. А коли так, то и скромные фермерские достижения приписывать себе не надо.

Вернемся к мероприятию. Дальше в своем выступлении И.Алиев лишь подтвердил сказанное нами. Он стал перечислять проблемы в сельском хозяйстве. Оказалось, что, как и много лет назад, в азербайджанской глуши современная техника (типа мини-комбайна) считается “тарахтящим чудом науки”. В то же время в мире современные технологии в данной отрасли обновляются через каждые 6-8 лет. Факт, конечно, неприятный, но можно успокоить себя мыслью, что когда эта техника у нас все же появится, то она к тому времени будет усовершенствована до предела.

Правда, по словам И.Алиева, в стране уже порядка 500 предприятий выпускают такую технику. Но продать ее не могут. Связь между местными “мини-таратайками” и покупательной способностью фермеров уловить не удалось, поскольку министр почему-то связал ее с ценой на металл у нас и в Турции. Следующая проблема: до сих пор не решены коммунальные проблемы фермеров. Как в домах у жителей деревень, так и в их скромных фермерских хозяйствах практически отсутствуют свет, газ, вода и т.д.

К слову, вода поливная (ее на поля надо качать моторами, потребляющими между прочим электроэнергию) помогла бы сделать пригодными для посева малоплодородные земельные участки. И.Алиев также сообщил, что серьезные проблемы на селе возникают из-за отсутствия должных кадров. Люди, которые сегодня тянут волынку фермера, имееют устаревшую союзную базу образования. Естественно, министр сетовал на то, что до сих пор на азербай

джанских полях не применяются удобрения. В результате падает производительность. “Ну сколько можно эксплуатировать землю и ничего не давать взамен?”, – вопрошает министр. Встречный вопрос – “А что мешало до сих пор наладить производство удобрений в Азербайджане?”. Тем более, что, по словам самого И.Алиева, для выпуска азотных удобрений необходимы природный газ и кислород – совместно с правительством Японии этот вопрос в верхах разрабатывается. Но почему… только в 10-й год независимости страны?

И в завершение пару слов о силе веры министра. На вопрос “Эхо”, считает ли И.Алиев и себя наряду с правительством ответственным за то, что хлопководство в Азербайджане с каждым годом увядает, министр убежденно ответил: “Нет”. Объяснение было простым, а потому малопонятным: хлопководство падает потому, что цена на хлопок в мире с каждым годом снижается и сейчас равна то ли 83 центам за 1 кг, то ли 83 долларам за 1 тонну.

Уточнить цифру не удалось, но зато было отчетливо слышно, что раньше хлопок стоил $1500-1600 за тонну. То есть, И.Алиев полностью опроверг то, что отрасль была монополизирована и теперь невыгодную покупную цену сырца фермерам диктуют отдельные монополисты. Но не важно.., с какой убежденностью и верой министр это опроверг…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: