Р.ОРУДЖЕВ
Вчера днем спецпосланник МИД Ирана по вопросам статуса Каспия Мехди Сафари прибыл в Ашхабат для переговоров с президентом Сапармурадом Hиязовым. По сообщению иранских источников, он проведет с туркменским президентом переговоры, касающиеся решения правового статуса Каспия и двусторонних ирано-туркменских отношений. Как известно, ранее Ниязов обещал провести в Ашхабате саммит прикаспийских государств с целью выработки общей позиции по проблеме статуса моря, однако так и не сдержал свое слово.
Из Ашхабата Сафари направится в Астану, а затем в Баку, где проведет переговоры по той же тематике с первыми лицами Казахстана и Азербайджана. Как стало известно агентству “Туран” из дипломатических источников, в Баку Сафари прибудет 11 декабря с однодневным визитом.
Однако о намеченном визите ничего неизвестно пресс-службе нашего МИД. Соответственно, здесь не знают и о том, с кем конкретно в Баку должен увидеться Сафари. Возможно, этот визит как-то связан с планами президента Азербайджана Гейдара Алиева посетить в ближайшее время соседний Иран. Во всяком случае вариант прощупывания ситуации в Баку не исключен. …Президент Алиев готов посетить с официальным визитом Иран в течение месяца Рамазан. Об этом, как мы уже сообщали, глава государства заявил 5 декабря на встрече с послом Ирана в Баку Ахадом Газаи. Иранский дипломат проинформировал Алиева об итогах своих консультаций в Тегеране по вопросам подготовки этого визита.
Напомним, сообщает “Туран”, что 27 октября, принимая Газаи, Г.Алиев фактически обвинил иранскую сторону в срыве его визита в Иран, назначенного на 17 – 18 сентября. Тогда Тегеран в самый последний момент отказался подписывать договор о дружбе и сотрудничестве и политическое заявление. На встрече 5 декабря Газаи сообщил, что работа над документами, которые предстоит подписать в ходе визита Алиева в Иран, завершена. Он предложил Баку предварительно направить в Тегеран делегацию экспертов. Газаи заявил также о готовности Тегерана принять делегацию из Баку, несмотря на священный месяц Рамазан. Посол отметил, что “Алиева с нетерпением ждут в Иране”.
Газаи также заявил, что “Иран признает и будет признавать независимость Азербайджана, и при голосовании в ООН по карабахскому вопросу поддержит Азербайджан”. В связи с высказываниями президента Г.Алиева по-прежнему вызывают интерес причины, по которым в сентябре Тегеран отказался подписать подготовленные документы. Пресс-секретарь Посольства ИРИ в Баку Иззетулла Джалали уверен в том, что СМИ неверно трактовали осенние события. По его словам, с той историей все предельно ясно. Перед визитом Г.Алиева, как это обычно и бывает, содержание документов, предстоящих к подписанию, разрабатывалось и согласовывалось группами специалистов-дипломатов обеих республик. В ходе работы возникли кое-какие несогласования, которые был призван решить вылетевший для этого в Тегеран, наш замминистра иностранных дел Халаф Халафов.
Однако стороны, говорит И.Джалали, так и не смогли тогда прийти к согласию по какому-то из пунктов обсуждения, по причине низкого уровня работы группы азербайджанских специалистов, к тому же как назло приболел Х.Халафов. Поэтому стороны договорились о временном переносе подписания межгосударственных документов. Однако после этого президенты в телефонном разговоре пришли к общему мнению, что визит этот очень важен и он состоится в будущем, поскольку его последствия могут привести к значительному улучшению добрососедских отношений и усилению экономического сотрудничества.
В то же время И.Джалали выразил сомнение в том, что визит Г.Алиева в ИРИ может состояться еще до окончания Рамазана. “Ведь для этого группа экспертов из Азербайджана должна еще успеть поработать над договорами вместе со своими коллегами в Тегеране, по-другому обычно не бывает, говорю вам как дипломат”.
Помимо сомнений технического характера, высказанных иранским дипломатом о возможности скорого отъезда Г.Алиева, на эти планы наверняка может повлиять и недавний арест в Астаре одного из лидеров Исламской партии Азербайджана Г.Нуриева. Многие наблюдатели в Баку полагают, что истинной целью деятельности ИПА является пропаганда проиранских ценностей среди нашего народа, инициируемая руководством соседней страны.
Зампред Исламской партии кербалаи Ровшан Ахмедов со своей стороны не склонен думать, что заключение под стражу и следствие в отношении первого зампреда ИПА может отрицательно сказаться на предстоящих переговорах президента Алиева с его иранским коллегой Хатеми. Главным образом потому, полагает Ахмедов, что обвинения, выдвинутые против Нуриева, носят чисто уголовный характер и политики никак не касаются.
Несколько резче на эту тему высказался бывший посол Азербайджана в Тегеране Алияр Сафарли. “Это наш внутренний вопрос, наше внутреннее дело, и Иран не имеет права высказывать какие-либо претензии по этому вопросу. ИПА ведет себя в Азербайджане не совсем благонадежно. Откровенно говоря, она служат Ирану, паниранизму. В свое время на суде было доказано, что морально и материально ИПА поддерживается иранским государством. Но Иран не имеет никакого права вновь поднимать вопрос об ИПА”.
Одновременно нельзя забывать и еще об одном событии, которое вряд ли обрадует официальные круги Ирана, особенно перед намеченным визитом туда Г.Алиева. Речь идет о намерении известного иранского диссидента-азербайджанца М.Чехрагани посетить Баку. О том, что это решение еще остается в силе, агентству “Туран” сообщил депутат Милли меджлиса Джамиль Гасанли.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год