Г.МАМЕДЗАДЕ, Н.РАМИЗОГЛУ
Госкомитет Российской Федерации по рыболовству сообщил, что в следующем году все прикаспийские страны за исключением Ирана прекратят экспорт черной икры – вводится годовой мораторий на промысел осетровых рыб. Проблемы Каспия давно находятся под наблюдением Международной конвенции по торговле редкими видами флоры и фауны (СИТЕС).
Напомним, что на 45-й конференции СИТЕС, в работе которой приняли участие 120 стран, прикаспийским странам были выражены претензии по поводу угрожающих масштабов браконьерства и нелегальной торговли осетровыми, в 10 раз превышающих объемы легальной деятельности.
В результате этих действий популяция осетровых оказалась на грани исчезновения. Ставился вопрос о сокращении на 80% или доведении до нулевого варианта квоты прикаспийских государств на коммерческие уловы осетровых и экспорт икры. Представительная инспекция от СИТЕС, посетившая прикаспийский регион в августе и ноябре текущего года, преследовала цель проконтролировать выполнение рекомендаций Международной конвенции о введении моратория на эту деятельность.
Как видно, результаты прикаспийского мониторинга оказались неутешительны, поскольку прикаспийские страны – Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркмения “решили прислушаться”, по сообщению российских СМИ, к рекомендациям экологов и вводят годовой мораторий на промысел осетровых рыб, а также производство и экспорт черной икры. Единственная прикаспийская страна, которая этого делать не собирается – Иран.
Еще недавно российские СМИ сообщали, что представители СИТЕС “высоко оценили работу Астраханской области по решению вопроса с осетровыми.” Возможно, оценки носили сравнительный характер, учитывая, что прибрежные российские города, в частности Астрахань, за последние 10 лет являли собой “рассадник браконьерства”.
Астраханцы, как отмечают российские газеты, первыми забили тревогу и, обратившись в российское правительство, предложили руководителям всех прикаспийских государств подписать соглашение по добыче, воспроизводству и охране биоресурсов Каспия. Российские СМИ передают, что правительства Азербайджана и Туркменистана, в которых, по оценке экспертов, промысел осетровых идет недостаточно цивилизованно, точку зрения России пока не разделяют.
Азербайджан неоднократно выступал с инициативой строго регламентировать добычу осетровых, только с целью воспроизводства и научных исследований, вносил предложение о создании межрегионального или межгосударственного координирующего органа для осуществления мониторинга и выработки общих нормативов.
Азербайджан располагает солидным потенциалом в рыбной отрасли, где впервые в мире были разработаны био-технические нормативы разведения осетровых в неволе. В интервью “Эхо” министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Гусейну Багирову прокомментировал решение о моратории на вылов осетровых.
Г.Багиров дал понять, что не считает подобное решение справедливым, так как необходимо дифференцированно подходить к прикаспийским странам, в зависимости от степени наносимого тем или иным государством урона, размера квоты, которая должна определяться пропорционально прилегающей части моря и заботы о его продуктивности. По мнению министра, размер квоты должен формироваться в зависимости от вклада каждого государства в общее дело сохранения этого уникального водоема.
Доля каждой страны определяется по таким критериям, как воспроизводство осетровых рыб искусственным путем, существующее количество естественных нерестилищ, количество пресноводных стоков в море (чем их больше, тем выше квота). Определяющим фактором является и состояние кормовой базы на побережье прикаспийских стран.
Кроме того, Гусейн Багиров подчеркнул, что экспорт черной икры делает возможножным и пополнение биоресурсов Каспия, выпуска в водоем молоди осетровых. В отчетах бывшего ГК “Азербалыг” также отмечалось, что экспорт икры приносит государству солидный доход (около 4 млрд. манатов), отсюда же изыскиваются средства на воспроизводство и охрану рыбных запасов, научные исследования. В Азербайджане планируется строительство нового завода по выпуску молоди осетровых – из расчета 15 млн. в год.
В этом деле преуспела и иранская сторона – там строится уже пятый рыборазводный завод. В России пока строительство новых мощностей приостановлено, поскольку все заводы рассчитаны на выпуск 90 млн. мальков ежегодно, а сегодня этот показатель не превышает и 50 млн..
Азербайджан по восполнению биоресурсов Каспия занимал 2 место после России – за последние 2 года выпустил около 20 млн. мальков в Каспийский водоем. Вклад других прикаспийских государств значительно ниже, тогда как кормовая база Каспия ежегодно в состоянии прокормить 200 млн. мальков.
Азербайджанскую сторону упрекают в том, что на нашем побережье промысел осетровых осуществляется недостаточно цивилизованно, не говоря уже о методах противодействия браконьерству. Но в Азербайджане, как в свое время отмечал 1-й зампредседателя ныне упраздненного ГК “Азербалыг” Т.Мамедли, не было и нет таких масштабов браконьерства, как это преподносится. К тому же нельзя путать браконьеров с рыбаками, осуществляющими свою деятельность на основе законной лицензии.
Как стало известно “Эхо”, азербайджанская делегация в настоящий момент отбыла на заседание Комиссии по биоресурсам Каспия в Астрахань, где будет продолжено обсуждение этих вопросов.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год