Р.БАБАЕВ
Вчера в здании Военной коллегии Суда по тяжким преступлениям продолжился судебный процесс в отношении двенадцати азербайджанцев, обвиняющихся в создании незаконного вооруженного формирования для участия в чеченской войне в качестве наемников против российских федеральных сил.
Был допрошен последний обвиняемый, Ринат Алиев, 1979 года рождения. Он сообщил, что 8 февраля нынешнего года отправился в Ахметский район Грузии, чтобы устроиться на сдельную работу в семью жителя деревни Члебани. Выполняя в течение 28 дней плотницкие работы, Ринат заработал 50 долларов.
Как объяснил на суде Алиев, эта сумма была необходима ему для приведения в порядок документов о военной службе, так как он ни разу не получал повестки из военкомата, то есть не призывался на воинскую службу.
По словам Рината, ремонтные работы он производил на первом этаже двухэтажного дома, а проживали он и еще несколько азербайджанцев на втором. Алиев отвергает факты ношения им в грузинской деревне военной формы, изучения топографических карт и занятий с огнестрельным оружием. Своим родственникам Ринат сказал, что едет работать в Товузский район. В поездку в Грузию Алиев захватил с собой плотницкие инструменты.
Затем слово было предоставлено свидетелям. Первым судебная коллегия выслушала Ильхама Микаилова, который рассказал, что вместе с приятелями беседовал об исламе, сидя в чайхане: зная, что Кянан Шабанов учился в Египте, они обратились к нему за консультацией, чтобы получить ответ на некоторые спорные моменты. Так, по словам Микаилова, который получил юридическое образование, Кянан пояснил им, что джихад включает в себя ведение праведной жизни, отказ от сигарет, помощь престарелым и так далее.
Шабанов также говорил, что джихад включает в себя и помощь больным и раненым и предложил им отправиться с ним в Грузию, чтобы оказать посильную помощь раненым чеченцам. Ильхама в соседнюю республику не отпустили родители, однако туда отправился его двоюродный брат – Алекпер Рзаев (проходит по делу в качестве обвиняемого. – Ред.).
На вопрос судей, подтверждает ли Микаилов показания, данные им во время следствия, Ильхам ответил, что некоторые моменты просит считать недействительными, так как на него оказывалось давление. На замечание о судебной ответственности за дачу ложных показаний Микаилов ответил, что не скажи он так, как запротоколировано в обвинительном акте, возможно, что сидел бы сейчас на скамье подсудимых. По словам Ильхама, во время дачи им показаний на следствии следователь кричал и оскорблял его, заставлял подписывать “нужные” показания.
После того, как Микаилов согласился с тем, что под давлением лжесвидетельствовал на Кянана во время следствия, судьи сказали ему, что он должен оставаться в зале суда до конца процесса.
В свою очередь адвокат Кянана Сулейман Гасымов поднял ходатайство с просьбой допросить на судебном процессе в качестве свидетеля Самира Гаджиева, который не сказал ничего против Шабанова и поэтому не был включен в список свидетелей следствием и следователя, ведущего “дело двенадцати” Эхтирама Бахшалиева.
Посовещавшись коллегия удовлетворила просьбу адвоката допросить в качестве свидетеля Гаджиева, а по поводу Бахшалиева отметила, что вынесет вердикт позднее.
Также с ходатайством выступила и адвокат Эмиля Гасанова Асли Мамедова, которая выразила недовольство тем, что в газете “525” оклеветали ее подзащитного и просила судей удалить с процесса корреспондентов этого издания (каковых на этом заседании не оказалось. – Ред.).
Затем в качестве свидетеля был выслушан Ильхам Муфтизаде, отец погибшего в Абхазии Джавида Муфтизаде (1982 г.р.). Свидетель отказался давать показания о сыне, сказав, что судьба Джавида еще не ясна. Он уверен, что его сын жив.
По словам И.Муфтизаде, его сын впервые исчез из дома в январе. Как оказалось, он отправился в Грузию, однако был задержан грузинскими правоохранителями и доставлен в Загатальское отделение полиции. После Джавид дал показания в Министерстве национальной безопасности Азербайджана.
Во второй раз Джавид бежал из дому 8 февраля. В течение нескольких недель родители не знали о местопребывании сына, пока не позвонили, представившиеся сотрудниками МНБ и не сообщили, что Джавид находится на территории Грузии, и что точное место нахождения Джавида знают Кянан Шабанов и Алекпер Рзаев и продиктовали отцу адреса последних.
По словам И.Муфтизаде, Кянан помог ему добраться до Джавида, и Ильхам вернулся в Баку вместе с сыном. Однако спустя несколько дней, 25 апреля 2001 года, Джавид в третий раз убежал из дома и больше не возвращался…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год