Бен Ладен тоже прикрывался религиозностью…

И.РЗАЕВ

Вчера директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Жерар Штудман завершил свой визит в Азербайджан. В ходе двухдневного визита глава БДИПЧ принял участие в семинаре против пыток, посетил две тюремные колонии, встретился с заключенными Аликрамом Гумбатовым, Искендером Гамидовым, Рагимом Газиевым и др. Кроме того, прошли встречи Ж.Штудмана с руководством страны и представителями НПО Азербайджана. Вчера, подводя итоги визита, Ж.Штудман провел брифинг в бакинском офисе ОБСЕ, после чего дал эсклюзивное интервью “Эхо”.

– На днях азербайджанцы, побывавшие в армянском плену, рассказали о жестоких пытках, через которые им пришлось пройти в Армении. Какова позиция главы БДИПЧ ОБСЕ по этому поводу и, что намерена делать эта структура, выступающая против пыток в пенитенциарных учреждениях?

– Я не знаком с этим фактом. Поэтому прокомментировать не смогу. Но как я говорил, пытки – распространенное в мире явление. Поэтому приведенный факт меня не удивляет.

– На встрече с Гейдаром Алиевым вы заявили, что Азербайджан – образец религиозной толерантности. В то же время религиозные секты, действующие в стране, несут угрозу национальной безопасности страны. Какими вам видятся механизмы борьбы с этими сектами?

– Я считаю, что понятие “свободы совести и вероисповедания” включает в себя равные права для всех религий и религиозных сект на отправление обрядов, предусматриваемых проповедуемыми ими принципами. Будь то баптисты или “Свидетели Иеговы” и др. Однако здесь нужно различать людей, исповедующих сектантство от тех, кто использует религию в собственных целях. К примеру, бен Ладен заявляет, что он религиозный деятель. Однако его деятельность – не что иное, как политическая агрессия и напрямую связана с мировой политикой. Поэтому, как мне кажется, здесь необходимо четко определить: проблема не в том, что какая-то религия не имеет права на существование, а главная – имеет. Разграничение должно быть между сектами и теми группами, которые, прикрываясь названиями сект, занимаются политикой.

– Какие проблемы, по вашему мнению, существуют в области прав человека в Азербайджане?

– Я затрудняюсь определить эти проблемы по степени важности. Но считаю, что на трех основных стоит сфокусировать внимание. Первое – свобода средств массовой информации в Азербайджане. Вторая – чтобы воля народа в Азербайджане выражалась посредством справедливых и свободных выборов. Третья – чтобы права человека не нарушались путем пыток и истязаний.

– Как вы оцениваете выполняемость Азербайджаном обязательств перед Советом Европы?

– Я считаю, что главное в этом вопросе – есть политическая воля руководства Азербайджана к прогрессу. Возьмем пенитенциарную систему: позитивные изменения в этой сфере в условиях экономических проблем, притом в кратчайшие сроки, кажутся невероятными! Очень много обновлений, очень много работы сделано за короткий срок. Также в вопросе выполнения обязательств перед СЕ необходимо двигаться вперед шаг за шагом. Некоторым странам, входящим в СЕ, стоит еще очень многое сделать, чтобы достичь уровня Азербайджана. Достичь того, что сделал Азербайджан для выполнения своих обязательств перед СЕ.

– В 2000 году по итогам парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ выдвинула ряд рекомендаций для властей Азербайджана. Они выполняются?

– Я пока не могу оценить выполнение выдвинутых нами рекомендаций. Первым тестом здесь будет принятие Азербайджаном Избирательного кодекса. Это покажет волю властей страны и готовность прислушаться к рекомендациям.

– Насколько отличались дополнительные выборы 16 ноября 2001 года от прошлогодних ноябрьских выборов в Милли меджлис?

– БДИПЧ ОБСЕ официально не наблюдало за дополнительными выборами. Однако по имеющейся у меня информации, довыборы 16 ноября не очень отличались от тех, что имели место 5 ноября 2000 года.

***

В качестве основной цели своего визита Ж.Штудман определил ознакомление с состоянием пенитенциарной системы в Азербайджане и участие в семинаре против пыток, организованном по иницитиве Института по правам человека НАН. За последние годы состояние пенитенциарной системы в Азербайджане улучшилось, подчеркнул на вчерашнем брифинге глава БДИПЧ ОБСЕ. Штудман связал это с тем, что тюрьмы переданы в ведение Минюста. Однако случаи пыток по-прежнему имеют место.

“Опыт показывает, – заявил глава БДИПЧ ОБСЕ, – что, в основном, пытки применяются на этапе содержания арестованного в местах предварительного содержания”. Поэтому БДИПЧ ОБСЕ, определило для себя два направления деятельности: проведение учебно-просветительской работы с полицейскими и работа непосредственно в пенитенциарных учреждениях. Необходимо, полагает Штудман, “изменить отношение, создав систему особой ответственности и максимально строгого наказания полицейских, применивших пытки”.

Отвечая на вопрос журналистов о том, есть ли политзаключенные в Азербайджане, Штудман заявил, что четкое определение этого термина еще не выработано. Вместе с тем глава БДИПЧ ОБСЕ посоветовал местным правозащитникам составить единый список заключенных, относимых к разряду политических. С другой стороны, отметил Ж.Штудман, вследствие изменения законодательных актов появилась необходимость пересмотра уголовных дел. В Азербайджане сегодня около 15 тыс. человек отбывают уголовное наказание. “Это большая цифра для восьмимиллионной страны и она должна быть уменьшена”, – сказал глава БДИПЧ ОБСЕ.

Снижение показателя, считает Штудман, можно обеспечить за счет введения альтернативных систем наказания. Касаясь своей встречи с А.Гумбатовым, И.Гамидовым и Р.Газиевым, директор БДИПЧ сообщил, что “они на условия содержания не жаловались”. На 2002 год БДИПЧ ОБСЕ запланировало ряд мероприятий. В следующем году по инициативе Института по правам человека НАН пройдут семинары в женской и подростковой колониях.

Помимо этого пройдет семинар, посвященный религиозной терпимости. В ближайшее время БДИПЧ ОБСЕ начинает медиа-кампанию против пыток. Кроме того, до конца февраля 2002 года БДИПЧ ОБСЕ совместно с Венецианской комиссией ЕС планирует провести семинар, посвященный подготовке Избирательного кодекса Азербайджана. Вместе с тем, как заявил Ж.Штудман, “основная проблема – в том, как будет примененяться законодательство”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: