Армянские спецслужбы заказали убийство Ильхама Алиева

М.БАГИРОВ

В конце октября “Эхо” со ссылкой на армянские информационные агентства распространило информацию пресс-службы министерства национальной безопасности Армении об азербайджанском гражданине – Мохаммеде Оджавердиеве, находящемся в армянском плену. Пресс-служба МНБ вражеского государства заявляла о том, что М.Оджавердиев был заслан в Армению азербайджанскими спецслужбами. На него якобы была возложена задача войти в доверие армянского МНБ и предложить данному ведомству свои услуги в осуществлении диверсий на территории Азербайджана.

Сообщалось также, что М.Оджавердиев был задержан армянскими правоохранительными органами при попытке пересечь границу Нахчыванской Автономной Республики и Армении. “МНБ Армении заявляет, – говорилось в распространенном сообщении пресс-службы этого ведомства, – что спецслужбы Азербайджана уже не раз подсылают в Армению своих агентов в надежде, что они будут завербованы соответствующими службами страны и возвращены в Азербайджан для совершения терактов.

Делается это с целью обвинить Армению в терроризме и дискредитировать ее в глазах мировой общественности”. Пресс-служба МНБ Азербайджана отвергла эти обвинения, заявив, что это не первый случай, когда армянская сторона выступает с подобными измышлениями. “Были случаи, – сообщил тогда пресс-секретарь МНБ Араз Курбанов, – когда армянские спецслужбы использовали в своих целях психически больных армян, которые выдавались за агентов азербайджанских спецслужб”. И вот вчера в здании пресс-центра МНБ Азербайджана состоялась встреча журналистов с тремя азербайджанскими гражданами, возвращенными из армянского плена, в том числе и с М.Оджавердиевым. Они рассказали о том, что происходило с ними в Армении.

Житель приграничного села в Шахбузском районе НАР М.Оджавердиев попал в плен 12 июля. По его словам, его отвезли в Ереван и подвергли пыткам в следизоляторе МНБ Армении. “Меня пытали так, что об этом здесь неудобно говорить”, – отметил бывший пленник. М.Оджавердиев и другие его собратья по несчатью обмолвились лишь о том, что следователи тушили на них окурки и вырывали ногти на ногах. Все делалось для того, чтобы пленники согласились с предложениями армянской разведки. Вначале М.Оджавердиеву предложили осуществить теракты в отношении высокопоставленных чиновников Азербайджана и их родственников. Речь, в частности, шла о вице-президенте Госнефтекомпании Ильхаме Алиеве и о начальнике местной таможни, который является братом главы Али меджлиса Нахчыванской автономии Васифа Талыбова.

По словам М.Оджавердиева, за теракт сотрудники армянских спецслужб предлагали ему 50 тысяч долларов. Пленнику демонстрировались фотографии его потенциальных жертв. М.Оджавердиев утверждает, что ему показывали снимки родственников покойного президента Абульфаза Эльчибея, проживающих в Нахчыване. Однако Оджаверджиев отказался от подобного сотрудничества, тогда армянская сторона стала добиваться от него согласия на выступление по местному ТВ, где он должен был заявить о том, что его заслала в Армению азербайджанская разведка. М.Оджавердиев должен был заявить, что перед отправкой прошел спецподготовку в тренировочном центре, созданном в азербайджанской гостинице “Нахчыван”, где получил кодовое название “Гартал”.

“Я не согласился и стал требовать, чтобы они вызвали ко мне представителей Красного Креста, однако в течение 4 месяцев меня скрывали от них”. В итоге после жесточайшего физического и морально-психологического давления М.Оджавердиев вынужден был подписать предложенный текст и озвучить его по ТВ. По словам бывшего пленника, в ходе следствия у него выпытывали самые разнообразные сведения. К примеру, у М.Оджавердиева спрашивали о том, кто убил академика Зию Буниятова (? – Ред).

Другой бывший пленнник – Этибар Алиев – уроженец села Садарак НАР. По его словам, в течение 16 лет он находился в России и лишь в феврале 2001 вернулся на родину. Ввиду столь длительного отсутствия в родных краях Э.Алиев неважно ориентировался на местности и как-то заблудился, в результате чего был пленен. В скором времени он оказался в изоляторе МНБ Армении, где от него также домогались согласия на тайное сотрудничество.

Э.Алиеву было предложено раздобыть информацию о расположении воинских частей в НАР, численности контингента, военно-техническом оснащении. Пленник согласился в надежде поскорее вернуться на родину. По всей видимости, сотрудники армянских спецслужб все же имели определенные сомнения насчет Э.Алиева, опасаясь, что он не вернется обратно, и поэтому устроили ему проверку на “детекторе лжи”. Устройство показывало, что верить Э.Алиеву нельзя, а потому его решили использовать так же, как и М.Оджавердиева.

Правда, в отличие от последнего Э.Алиев должен был говорить о невыносимых условиях жизни в Азербайджане, которые и вынудили его перебраться в Армению, где он хотел бы получить политическое убежище. Пленнику пообещали, что если он выступит по ТВ, то будет передан Красному Кресту для возвращения на родину. “Я должен был говорить о том, что в Азербайджане царит взяточничество, народ не желает возобновления войны, молодежь не хочет участвовать в боевых действиях, что я глубоко разочарован обстановкой в Азербайджане, не доверяю его руководству и именно поэтому я готов помочь армянскому народу и руководству Армении. Но это все было вранье”, – сказал Э.Алиев.

Однако он дал согласие, поскольку сотрудники армянских спецслужб пообещали ему в случае отказа доставить в следизолятор его брата, проживающего в России. Условия содержания в армянском плену З.Алиев характеризует как “невыносимые” и также говорит о жестоких пытках, которым подвергался со стороны следствия. Любопытна история пленения третьего участника пресс-конференции Бархудара Рустамова – уроженца Лачынского района. По его словам, он решил посетить могилы своих родственников на землях, находящихся под оккупацией армянских формирований и за взятку в размере 40 долларов был препровожден в родные края.

Здесь его ждали два печальных известия – кладбище стерто с лица земли и путь назад ему заказан. Так Б.Рустамов оказался в армянском плену со всеми вытекающими отсюда последствиями… По словам начальника военного госпиталя МНБ Азербайджана Рагима Джафарова, до того, как предстать перед азербайджанской общественностью, бывшие пленники проходили курс реабилитации в этом учреждении. “99,9% азербайджанских пленных возвращаются из армянского плена в состоянии катексии, – сообщил Р.Джафаров. – В таком виде выходили люди из Бухенвальда, Освенцима и других лагерей смерти”.

По словам медика, тела пленников – наглядное свидетельство злодеяний, которые были учинены над ними в армянских застенках. Начальник госпиталя сообщил также о том, что армянские “эскулапы” вводили пленникам инъекции неизвестного содержания. “Мы не знаем, что это такое”, – отметил Р.Джафаров. При этом медик не исключил, что над пленниками проводили эксперименты при разработке бактериологического оружия.

Начальник госпиталя добавил, что освобожденные из плена продолжают находиться под наблюдением врачей. Как сообщил начальник пресс-службы МНБ Азербайджана Араз Курбанов, с 1993 года из армянского плена были возвращены около 1100 азербайджанских граждан, из них лишь 14 человек были привлечены к уголовной ответственности за сотрудничество с армянскими спецслужбами. Вызволенных из плена М.Оджавердиева, Э.Алиева и Б.Рустамова, не стали привлекать к ответственности, поскольку они не пошли на сделку с собственной совестью.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: