Прокуратура Баку заинтересовалась Исламской партией

М.БАГИРОВ

“24 ноября первый заместитель верховного совета Исламской партии Азербайджана хаджи Гаджиага Нуриев, направляясь на лечение в Иран, был задержан на Астаринской таможне и арестован. В тот же день в половине десятого вечера с участием сотрудников МНБ и управления полиции Сабаильского района была опечатана штаб-квартира ИПА, располагающаяся в офисе независимого исламского информационного центра “Голос ислама”. Пресс-релиз такого содержания был распространен в ходе вчерашней пресс-конференции руководства ИПА.

Как стало известно, Г.Нуриеву предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса – 312 (дача взятки) и 315 (оказание сопротивления или применение силы против представителя власти). В ходе суда в Астаре адвокат арестованного – Новруз Гаджизаде – выступил с ходатайством о переводе Г.Нуриева под домашний арест в связи с неважным состоянием здоровья. Суд отверг это прошение.

Вчера же на пресс-конференции зампред ИПА кербалаи Ровшан Ахмедов заявил, что арест Г.Нуриева носит политический характер. По мнению Ахмедова, об этом свидетельствует закрытие офиса партии. “Стало уже обычаем осуществлять посягательства на штаб-квартиру ИПА”, – отметил политик, припомнив деятельность бывшего мэра Баку Рафаэля Аллахвердиева, благодаря которому, как утверждает Р.Ахмедов, ИПА лишилась своего предыдущего штаба (ныне в этом здании располагается офис постоянного секретариата TRASECA).

Уже создан комитет защиты прав Г.Нуриева, который возглавил член верховного совета ИПА хаджи Рафик Султанов. В защиту арестованного выступили также руководители союзнических партий – участников Объединения проазербайджанских сил – “Вахдат”, “Намус” и Социал-демократической. Председатель “Вахдат” Таир Керимли потребовал незамедлительного освобождения Г.Нуриева, снятия с него всех обвинений и открытия штаб-квартиры ИПА. А глава правозащитного комитета пообещал в случае необходимости организовать акции протеста.

Примечательно, что Т.Керимли склонен рассматривать арест функционера ИПА и закрытие ее штаб-квартиры в общем ключе преследования исламских организаций в Азербайджане.

Трудно было ожидать, что в своих проблемах в Азербайджане руководство ИПА заподозрит Запад, но в конечном счете этим все и обернулось. По словам Р.Ахмедова, ИПА никогда не скрывала своего негативного отношения к прозападной политике, осуществляемой официальным Баку. Таир Керимли указал на то обстоятельство, что власти, обвиняя ИПА в получении финансовой помощи из Ирана, сами пользуются поддержкой западных финансовых структур.

Р.Ахмедов не склонен считать, что последние события вокруг ИПА связаны с антитеррористической кампанией, развернутой в мире после терактов в США. Он подчеркнул, что ИПА с момента своей деятельности всегда следовала нормам Конституции и закона “О политических партиях”.

Однако с этим заявлением зампреда ИПА трудно согласиться. Напомним, что несколько лет назад тот же Г.Нуриев вместе с другими высокопоставленными представителями ИПА проходил по делу о шпионаже в пользу Ирана. Обвинение было доказано и четверо руководителей этой партии оказались за решеткой. В ноябре 1999 года по состоянию здоровья они были помилованы президентом Гейдаром Алиевым. Однако, по всей видимости, освобожденные, в том числе Г.Нуриев, продолжали оставаться в поле зрения правоохранительных органов.

Некоторую ясность в ситуацию, сложившуюся вокруг ИПА, внес начальник пресс-службы МНБ Араз Курбанов. В беседе с нашим корреспондентом он сообщил, что в ходе таможенного досмотра в тайнике сумки Г.Нуриева были обнаружены “некоторые подозрительные документы, имеющие отношение к ИПА”. После этого, отметил А.Курбанов, функционер ИПА предложил сотрудникам таможни взятку, когда же из этого ничего путного не вышло, начал “оказывать сопротивление сотрудникам правоохранительных органов”. В итоге он был задержан, и в отношении Г.Нуриева в Астаринской районной прокуратуре было возбуждено уголовное дело.

“Так как обнаруженные материалы вызвали интерес у следствия, прокуратура опечатала штаб ИПА”, – сообщил глава пресс-службы МНБ. Комментируя сообщение об участии в этой процедуре сотрудников МНБ, А.Курбанов отметил, что инициатива этого исходила от Генпрокуратуры, которая заинтересовалась прошлым ИПА, и в частности судебным разбирательством по делу о шпионаже. Что это были за подозрительные документы в сумке партийного функционера, А.Курбанов уточнять не стал, посоветовав обратиться в прокуратуру.

Под выражением “подозрительные документы” может скрываться самое разное – это могут быть либо разведданные, либо материалы, относящиеся к судебному процессу над лидерами ИПА. Правда, в первом случае Г.Нуриев должен был стать объектом внимания не органов прокуратуры, а в очередной раз – МНБ. Если учесть интерес следственных органов к “шпионскому прошлому” ИПА, то можно предположить, что в саквояже Г.Нуриева были обнаружены документы, имеющие непосредственное отношение к тому периоду в истории партии.

Вчера же сотрудники Генпрокуратуры вместе с коллегами из Астаринской прокуратуры, в присутствии представителей ИПА, произвели обыск в штабе этой организации. Как сообщил “Эхо” зампред ИПА Р.Ахмедов, сотрудники прокуратуры изъяли ряд документов, представляющих интерес для следствия. По его словам, следователи увезли с собой практически все материалы, находившиеся в делопроизводстве партии, – учетные карты, личные дела членов партии. Р.Ахмедов выразил уверенность, что после ознакомления с этими документами прокуратура вернет эти материалы…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: