Х.ИСМАЙЛОВА, Н.АЛИЕВ
Гражданин Азербайджана, житель Сумгайыта, задержан на участке Дербентского погранотряда в Дагестане. Он подозревается в причастности к незаконным вооруженным формированиям в Чечне, сообщило РИА “Новости” в воскресенье в пресс-службе Северо-Кавказского регионального управления ФПС России. Нарушитель доставлен в погранотряд для разбирательства.
Азербайджанец, видимо, не предполагал, что в районе, где он накануне пытался нелегально перейти границу, выставлен временный погранпост, отметили в пресс-службе. Пограничникам помогла и новая система сигнализации, которой оборудована российско-азербайджанская граница.
Сообщение о задержании гражданина нашей страны на границе с Россией по подозрению в причастности к вооруженным формированиям прозвучало на фоне проходящего в Баку судебного процесса по делу 12 азербайджанцев, пожелавших воевать в Чечне. Как мы уже писали раньше, факт наемничества, которое составляет основной элемент обвинения, вызывает серьезные сомнения у представителей защиты. Обвиняемые не признают себя виновными, однако из их показаний становится ясно, что искатели приключений отозвались на призывы о джихаде. Все 12 азербайджанцев глубоко религиозны, веруют в ислам, точнее, в то, что они под этим названием понимают.
Фактор религии в политике и криминале становится все ощутимее. Только за последние годы в Азербайджане прошли громкие судебные процессы над лидерами Исламской партии, над представителями экстремистской исламской группировки “Джейшуллах”. Достаточно часто упоминаются в этой связи и ваххабиты. Все они представляют серьезную угрозу для государственности Азербайджана и жизни граждан нашей страны. При расследовании этих дел было выявлено, что террористы легко находили себе поддержку среди молодых людей, так как предлагали им свои экстремистские идеи, подслащая их разговорами об исламе.
Экстремизм в Азербайджане продукт скорее импортный, чем отечественный. Все судебные процессы, прошедшие до сих пор, показали, что основная идейная поддержка оказывалась извне, а ядро организаций составляли подготовленные в других странах кадры. Примечательно, что главный обвиняемый по делу Кянан Шабанов, который, судя по обвинительному акту, и занимался вербовкой азербайджанцев в “боевики”, получил образование в Египте, где учился на юриста. Там же он выучил арабский и приобщился к нетрадиционным для Азербайджана взглядам на религию.
В Египте, кстати, азербайджанских студентов, обучающихся в Каирском университете или в другом высшем учебном заведении – аль-Азхар, много. Высший духовный руководитель Египта шейх-аль-Азхар, доктор Сайед Тантауи во время встречи с азербайджанскими журналистами заявил, что граждане нашей страны проходят обучение в университете аль-Азхар. “У нас учатся студенты из более чем 90 стран исламского мира, в том числе и из Азербайджана. Обучение происходит полностью за счет университета аль-Азхар”, – сказал шейх.
Что же делают студенты после окончания учебы? “Они возвращаются к себе домой и помогают в распространении ПРАВИЛЬНОГО ИСЛАМА (выделено нами. – Ред.)”. Эта фраза также принадлежит доктору Сайеду Тантауи…
Процесс кадровой подготовки для экстремизма под видом религии начался с первых лет независимости. Запрещенное в советское время религиозное образование вдруг стало доступным, различные организации начали предлагать бесплатное обучение за рубежом. Несколько лет спустя на суде над руководителями исламской партии всплыли темные стороны бесплатного религиозного обучения.
Молодых людей, отобранных в Азербайджане, исламисты отводили в город Гум, где они начинали учиться в медресе. Как оказалось потом, медресе вдруг превращались в подобие учебных лагерей, где юных азербайджанцев УЧИЛИ НЕНАВИДЕТЬ США, Израиль и любить Иран. Их же учили тому, что Азербайджану независимость ни к чему, прививали им мысли о едином исламском государстве. Все это, повторяем, всплыло только через несколько лет. А число молодых азербайджанцев, прошедших полный курс промывки мозгов в соседнем государстве, осталось неизвестным.
В последние годы в Азербайджане реальной стала угроза ваххабизма. Это течение появилось в нашей стране вместе с арабскими меценатами и усилилось с наплывом чеченских беженцев. Ваххабизм – официальная религия в Саудовской Аравии. Как оказалось позднее, намерения арабских меценатов не ограничивались благотворительностью. Тому свидетельствует закрытие нескольких благотворительных организаций, занимающихся “вредной” деятельностью.
Под разными именами, с фальшивыми документами появлялись в Азербайджане представители сети “Аль-Гаэда”. Среди них несколько египтян, например, Мохаммед Раби аль-Завахири, брат Аймана аль-Завахири, который возглавляет военное крыло “Исламского джихада”, а также Ахмед Хасан Раби, в 1996 году руководивший ячейкой “Джихада” в Албании. Эти два человека входят в число наиболее опасных египтян.
Общественное мнение Египта по отношению к Западу настроено достаточно агрессивно, несмотря на то, что власти страны вроде бы лояльны к США. Тем не менее многие египтяне прекрасно разбираются в способах, например, провоза оружия в разобранном виде через пограничников и таможенников. С этим талантами в Каирском аэропорту, судя по всему, хорошо знакомы, поскольку устраивают самую тщательную проверку багажа всех без исключения пассажиров, не ограничиваясь просвечиванием сумок и прохождением через металлодетекторы.
Впрочем, террористические акты в США усилили борьбу против терроризма во всем мире. В связи с антитеррористической кампанией в большинстве стран мира, в том числе и в Азербайджане, ужесточен контроль в аэропортах и на границе. И тем не менее угроза распространения экстремистских идей среди азербайджанцев все еще велика. Азербайджанцы по-прежнему отправляют своих детей получать образование за границей. И, к сожалению, никаких ограничений на опасную образовательную миграцию нет.
По словам пресс-секретаря Министерства образования Байрама Гусейнзаде, Азербайджан присоединился к трем международным конвенциям об образовании, согласно которым граждане нашей страны вольны выбирать себе учебное заведение в любой стране. Так что никакого контроля над этим процессом министерство не осуществляет. Кроме того, ежегодно 15 азербайджанских абитуриентов отправляются в Египет по государственной линии, согласно межгосударственному соглашению.
С другими странами таких соглашений нет. Так что обучающиеся в других странах азербайджанцы поехали туда по частной инициативе. А таких, как известно, немало. Несколько человек получают в данный момент образование в Саудовской Аравии и в Иране. Они поехали за дипломами теологов, врачей, юристов, экономистов, но вполне возможно, что, вернувшись, “будут распространять правильный ислам”. Или призывать к джихаду, как это делал получивший юридическое образование в Египте Кянан Шабанов.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год