Р.ОРУДЖЕВ
Прошло порядка 20 дней с момента подписания стратегического документа о долговременном сотрудничестве между двумя известными политическими партиями Азербайджана – АМИП (Этибара Мамедова) и ПНФА-“реформаторы” (Али Керимли). Говорилось об этом долго, и общественности предстоявший акт преподносился как нечто весьма и весьма значимое, могущее повлечь за собой крутые изменения политических реалий в Азербайджане.
На деле же пока что никаких ощутимых преобразований не чувствуется. Документ-то подписан, но вот какого-то нового импульса, особой активности в работе обеих партий не наблюдается. То есть продолжается то же размеренно-незаметное существование, что демонстрировали на протяжении всего этого года и ПНФА, и АМИП, да и подавляющее число всех оппозиционных партий страны. Инертность – это единственное, пожалуй, реальное отображение уровня “кипучей деятельности” наших партийцев. Меж тем сами функционеры обеих политических организаций, ставших нынче коалицией, с таким раскладом, само собой, категорически не согласны.
– Каковы первые результаты деятельности новой коалиции?
Фуад Мустафаев, зампред ПНФА по политическим вопросам:
– Во-первых, я должен сказать, что это политическое соглашение создало большой резонанс в жизни Азербайджана. Я думаю, что последующие процессы в стремлении других партий к интеграции были вызваны именно нашим соглашением.
Ильгар Мамедов, зампред АМИП по вопросам политики:
– Пока рано чего-то конкретного ожидать от нашего соглашения, но в ближайшее время оно, наверное, почувствуется. Нас очень торопила пресса с подписанием этого документа. Сейчас пресса и общественность может торопить нас принять какие-то немедленные решения. Могу сказать, что мы эту работу ведем.
– В чем конкретно выражается ваша новая деятельность?
Ф.М.: Она выражена в усилении консультаций, контактов нашего руководства по различным вопросам, а также и в более тесном обсуждении межпартийных проблем.
И.М.: Это политические консультации. Они продолжаются весьма интенсивно и по самым различным темам. Начиная от совместной деятельности на районном уровне и кончая решением общеполитических вопросов. Вот в этих сферах мы работаем наиболее активно.
– А как насчет увеличения участников нового союза?
Ф.М.: Идут переговоры, вернее консультации, с другими политическими партиями, которые тоже, по всей видимости, будут участвовать в этом процессе. Поэтому я думаю, что результаты есть и они положительны. Но называть эти партии не стоит. Можно лишь сказать, что, конечно же, эти партии относятся к числу правой оппозиции. Мы намерены создавать союзнические отношения преимущественно с теми политическими партиями, с которыми у нас совпадают взгляды и позиции. Это правый центр и так называемый социал-демократический лагерь.
И.М.: Эта работа активно проводится. Консультации продолжаются с другими политическими лидерами и политическими партиями. Причем идут они далеко не только с участниками “реформаторского” Демконгресса.
– Намерены ли партии создать для лучшей координации своей деятельности какие-то общие структуры? И как обстоят дела с выдвижением единого кандидата на будущих президентских выборах от вашей коалиции?
Ф.М.: Этим соглашением создание каких-то общих структур не предусматривается. Устанавливаются именно союзнические отношения, которые будут идти по пути сближения позиций наших двух партий по многим вопросам общественно-политической жизни Азербайджана. Тема единого кандидата сейчас не обсуждается. Мы и раньше говорили, что этот вопрос будет решаться именно в преддверии президентских выборов. А они пока что не назначены, к сожалению.
И.М.: Я думаю, что создание общих структур – это несколько удаленная перспектива. На данный момент мы можем говорить только о координации усилий наших конкретных районных организаций. Тема единого кандидата на выборы уже обсуждена в той мере, в какой это было необходимо. Сейчас этот вопрос не обсуждается. Стороны пришли к соглашению, что кандидат будет назван в нужное время путем взаимного согласия. А в ближайшие месяц-два ответа на этот вопрос ожидать от нас не стоит.
– Каковы планы работы коалиции на ближайшее время?
Ф.М.: Наше соглашение вызвало интеграционные стремления у других представителей оппозиции. И с усилением нашей деятельности пойдет рост этих процессов.
И.М.: В планах разработка программ, которые коалиция намерена будет реализовать после президентских выборов. Кроме того, есть планы по координации общей деятельности как по регионам, так и на уровне страны.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год