НУРАНИ
Судя по всему, военное сотрудничество Армении и России вновь активизируется. Не успел завершиться рабочий визит в Москву министра обороны Армении Сержа Саркисяна, как в дело включилась Госдума РФ. На своем пленарном заседании 21 ноября нижняя палата российского парламента, по информации РИА “Новости”, ратифицировала соглашения между Российской Федерации и Арменией по вопросам совместного планирования применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности.
Это соглашение, подписанное, как напоминает РИА “Новости”, еще 27 сентября 2000 года, регулирует вопросы, связанные с “совместным оперативным планированием применения войск, выделяемых в состав объединенной группировки вооруженных сил РФ и вооруженных сил Республики Армения, в интересах совместной безопасности сторон в границах Кавказского региона коллективной безопасности”.
Практическая реализация соглашения осуществляется министерствами обороны двух стран, а срок его действия рассчитан на пять лет, с возможностью последующего продления. Армянская сторона ратифицировала этот документ в феврале текущего года. Сам факт российско-армянского военного сотрудничества уже давно ни для кого не является новостью, однако события, происходящие в Госдуме, заслуживают самого серьезного внимания.
Как известно, Москва всячески уверяет представителей Азербайджана, что ее военное сотрудничество с Арменией не направлено против нашей страны. Но если уж быть до конца откровенным, то в существование даже теоретической возможности реального военного сотрудничества с Арменией. которое не было бы направлено против находящегося с ней де-факто в состоянии войны Азербайджана, поверить трудно.
Кроме того, остается непонятным, против какого “вероятного противника” создается та самая объединенная группировка вооруженных сил и будут направлены те самые совместные военные операции. Общей границы с Чечней, а тем более с Афганистаном Армения не имет. Вряд ли на эту роль может претендовать и Иран, с которым и Россия, и Армения сотрудничают более чем активно. И уж тем более вряд ли стоит рассчитывать, что Россия и Армения всерьез готовятся к войне с Турцией и заодно со всем блоком НАТО. А кроме Ирана и Турции, Армения имеет общую границу с Грузией и Азербайджаном.
Если учесть, что российско-грузинские отношения, и так изобиловавшие “подводными камнями”, “факторами умолчания” и взаимными претензиями, теперь стремительно ухудшаются, а Азербайджан с Арменией де-факто находится в состоянии войны, то можно догадаться, против кого направлен “военный кулак”, создаваемый в Армении. Думская ратификация была одним из последних барьеров перед вступлением соглашения о планировании совместных военных операций в силу.
А этот документ предусматривает существенно более высокую степень военного сотрудничества, создающую юридическую основу для втягивания России в армяно-азербайджанский конфликт на стороне Еревана. Напомним: отвечая на вопрос, как поведет себя Греция, имеющая военный договор с Арменией, в случае возобновления боевых действий в Карабахе, заместитель министра иностранных дел Греции Иоаннис Магриотис особо подчеркнул тот факт, что подписанный между Грецией и Арменией договор о военном сотрудничестве не предусматривает совместных военных операций.
Теперь между Арменией и Россией такое соглашение есть, и оно ратифицировано парламентами обеих стран. Причем ратификация российско-армянского соглашения о планировании совместных военных операций, пролежавшего “на полке” в Госдуме почти год, произошла как раз в то время, когда в Азербайджане всерьез заговорили о возможности решения конфликта военным путем. Так что, возможно, что Москва просто продемонстрировала таким способом поддержку своему “историческому союзнику” на Южном Кавказе.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год