С.АЛИЕВА
Все мы в течение жизни сталкиваемся с проблемами образования. Это – самая массовая сфера социальной жизни, поэтому даже самые незначительные проблемы здесь могут стать фатальными для всего народа. Но в Азербайджане о незначительных проблемах никто не говорит. Коррумпированность высших и средних учебных заведений, спад интереса к образованию, и, как следствие, уровня грамотности населения, незначительными проблемами не назовешь.
Серьезность ситуации требует немедленных и эффективных мер. О причинах, приведших к образовательной катастрофе, и о решениях проблем национального просвещения мы реешили поговорить с председателем Парламентской комиссии по науке и образования Шахларом АСКЕРОВЫМ.
По его мнению, некоторая часть проблем связана с переходом нашей страны к новой системе образования: “Легко сформировались и нашли свое место такие учреждения, которым не было места в системе социализма. А вот те организации и учреждения, которые укоренились в советские времена, очень трудно приспосабливаются к новым реалиям. К таким областям относятся культура, образование, существующая система академии наук и, частично, медицина.
…Нужно ясно представить себе отличия новой системы от старой. Мы должны знать, что нужно для нового Азербайджана. Только уяснив это, можно легко перейти из старой системы в новую. Я бы сказал, что сегодня в системе образования, впрочем, как и в культуре, академии наук полностью царят пережитки социализма. Поверьте, это не клевета, это реальная жизнь. А ведь роль культуры и образования в нашей жизни очень велика. Поэтому очень хотелось бы, чтобы эти ведущие отрасли жизни были на высоком уровне”.
Шахлар Аскеров считает, что следует раз и навсегда обозначить отношение к новой системе образования. Например, говорит профессор, создается парадоксальная ситуация: “С одной стороны, президент участвует в открытии частного учебного комплекса, с другой стороны, Министерство образования закрывает частные университеты. Парадокс!
Я считаю, что в первую очередь нужно изменить отношение к работе. И это новое ОТНОШЕНИЕ принесет успехи. Нужно приветствовать открытие подобных частных учебных комплексов и нужно открывать их в Гяндже, Лянкяране и других районах страны. Когда за учебу будет платить не государство, а родители, то и требования к школе будут более строгие. Так, меняется отношение родителей к школе. Изменится и отношение школы к родителям. Ведь нужно будет оправдать те средства, которые родитель вкладывает в обучение свои детей. Кроме того, намного уменьшится груз государства. А что мы имеем теперь?
Даже если мы увеличим средства на образование, все равно от этого не будет никакого толка. Это деньги также будут присвоены”.
– И кем же?
– Теми же, кто присваивал их до сих пор. Это достаточно сложная система, в которой замешаны и директора школ, и главы исполнительных властей районов, и люди, которые руководят системой образования. Все они заинтересованы в этом. Попробуйте скажите что-нибудь нелицеприятное про начальника учебной части при главе ИВ, он тут же встанет на его сторону. Спрашивается, почему? Потому что они заитересованы друг в друге. Вы можете проделать этот небольшой эксперимент в любом районе и убедиться в моей правоте.
А в это время, если посмотреть статистику по уровню образования в любой отдельно взятой школе в любом районе страны, можно убедиться, насколько низок уровень получаемых знаний. Затраты же на эту школу исчисляются в миллионах манатов. Какой смысл содержать подобные школы? В этом случае есть необходимость в принятии радикальных мер. А в то же время директор этой самой школы весьма уважаемый человек, несмотря на то, что выпускники его школы показали крайне низкие показатели при поступлении в институт.
…Тут нельзя обвинять одно министерство или отдельно взятого человека. Тут виноваты несколько человек, которые связаны друг с другом. Например, местная исполнительная власть, закрывающая глаза на то, что школа не показывает хорошие результаты. Почему этот директор школы все еще находится на своем посту?
– Но ведь не они назначают директоров школ…
– Но как полномочный представитель президента страны глава исполнительной власти может это сделать. Если он не делает этого, значит, есть личная заинтересованность. В противном случае не было бы подобного безобразия. А для этого нужно, чтобы общество в целом, и сотрудники Минобразования, и депутаты ММ вмешались в процесс и не допустили бы подобных негативных явлений.
– Но если в этом замешано столько людей, разве возможно быстро решить проблему?
– Министерство образования должно предпринять серьезные меры. Если мы хотим, чтобы в армии была строгая дисциплина, нужно наказать одного генерала. Я вас уверяю, тут же воцарятся порядок и дисциплина. Такие же методы нужно применять и в системе образования. Нужно, чтобы каждый понял, что может лишиться занимаемой должности.
– И что надо сделать для этого?
– Нужно способствовать появлению частного образования. Конечно, я не говорю, чтобы все школы стали частными, нужны и государственные, чтобы у родителей был выбор. Для родителей прежде всего должно быть приоритетным не учебное заведение, а качество образования, которое в нем дается. Нужно создать такие условия для родителей. Кроме того, государственные школы поэтому находятся на нулевой отметке, потому что нет конкуренции. В этой связи я хочу затронуть еще один момент. Президент неоднократно заявляет, что платное обучение входит в нашу политику. В то же время было закрыто несколько университетов.
Допустим, что они не дают знания на уровне университета, но ведь это – учебные заведения. Нужно их не закрывать, а оказать помощь, чтобы они повысили свое качество. При необходимости нужно оказывать и финансовую поддержку, предоставлять здания и т.д. Можно просто уменьшить их статус и превратить в колледж или техникум. Или пусть государство не выдает им дипломов, до тех пор, пока не будет налажено нужное качество образования.
– Вы говорите, что деньги, выделенные государством, все равно будут присваиваться. С другой стороны, работники образования, начиная от работников Минобразования и заканчивая простыми учителями, говорят о малой сумме бюджетных дотаций на образование.
– Я согласен с последним утверждением. Этот вопрос я поднял и в разговоре с министром финансов Авазом Алекперовым. Кажется, смог его убедить. В стране существует такое понятие, как средняя зарплата – примерно 245 тысяч манатов. И есть такое понятие, как средняя зарплата учителей – примерно 19 – 20 тысяч манатов. Как же так? Я считаю, что зарплата учителей должна быть выше средней зарплаты. Научное обоснование этого состоит в том, что, являясь работником интеллектуальной сферы, он в какой-то мере играет в обществе роль носителя, некоего мотора. Поэтому их зарплата должна быть больше, чтобы учителя не засматривались в карманы родителей. Даже если эта разница составит 10%, то можно сказать, что общество встанет на путь выздоровления.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год