Р.НАСИРОВ
На прошлой неделе Милли меджлис внес поправки в 28 законов. Их суть в практически полной отмене всех льгот, которыми пользовались определенные слои населения страны.
Тем самым можно констатировать, что нынешнее правительство во главе с президентом Гейдаром Алиевым “успешно” завершило борьбу по отмене всех льгот, поскольку кампания против них целенаправленно проводилась начиная с 1994 года. До него два предыдущих президента Азербайджана, наоборот, подписывали указы о введении льгот, а не об их упразднении.
Например, Аяз Муталибов 9 января 1991 года указом “О дополнительных льготах семьям военнослужащих, призванных из запаса военными комиссариатами Азербайджанской ССР, следовавших для ликвидации последствий в Армянской ССР и погибших в авиакатастрофе 11 декабря 1988 года”, определил 60-процентную скидку при оплате коммунальных услуг и полное освобождение от квартплаты для семей погибших. 31 мая 1991 года Муталибов подписывал еще один указ, согласно которому ветераны Великой Отечественной войны и воины-интернационалисты на 100% освобождаются от коммунальных выплат. И наконец 16 июня того же года благодаря еще одному указу пенсионеры получили право бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте.
Это начинание первого президента продолжил и его преемник Абульфаз Эльчибей, который указом от 10 декабря 1992 года постановил, что одинокие пожилые граждане старше 70 лет освобождаются от всех коммунальных выплат, а также платы за квартиру. От платы за проезд в городском транспорте были освобождены также все учителя и журналисты.
Однако в черный для многих льготников день – 13 июня 1997 года президент Гейдар Алиев отменил для учителей право бесплатного проезда в городском транспорте. Из-за отмены ряда пунктов “Закона об образовании” они также должны были платить за коммунальные услуги и квартплату. В числе пострадавших оказались и инвалиды I и II групп…
Единственным серьезным льготным документом (с точки зрения охвата широких слоев населения), принятым во времена президента Алиева, можно было назвать закон “О беженцах и вынужденных переселенцах”, согласно которому эти люди были освобождены практически от всех социальных выплат, вплоть до платы за учебу в вузах. Теперь же, наоборот, вынужденные переселенцы лишились льгот за коммунальные услуги с правом на получение компенсаций. Кроме того, этой категории населения отменяется льгота по бесплатному обучению на платных отделениях государственных вузов.
Парламент, львиная часть которого состоит из депутатов от правящей партии “Ени Азербайджан”, дружно проголосовал за отмену льгот на использование общественного транспорта, телефонов, платы за коммунальные услуги и приобретение лекарств для инвалидов ВО и карабахской войн, 20 января, а также I и II групп, семьям шехидов и ветеранам войн. Для них будут определены компенсации (согласно закону), размеры которых будут устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.
Хотя кое-что известно уже сейчас: например (по данным агентства “Туран”, со ссылкой на министра труда и соцзащиты населения Али Нагиева) инвалидам ВО и карабахской войн будет выдаваться ежемесячная компенсация в размере 100 тыс. манатов, ветеранам войн – 93 тыс. манатов, каждому члену семьи шехидов – по 40 тыс. манатов, вдовам погибших военнослужащих – 71 тыс. манатов, потерявших родителей детям – 22 тыс. манатов.
Полностью отменяются льготы и работников правоохранительных, судебных, таможенных органов, военнослужащих, депутатов по использованию общественного транспорта, на приобретение лекарств и др. Но уже без компенсаций. Хорошо, хоть инвалиды Великой Отечественной и карабахской войн, 20 января, а также I и II групп, семьи шехидов и ветераны войн смогут впредь тешить себя надеждой на сохраненные права на бесплатное санаторное (почему не амбулаторное?) лечение и проведение телефонов вне очереди (вне очереди их провести могут практически все – это не проблема при наличии денег).
Оговоримся сразу – мы вовсе не выступаем против разумного решения вопроса. Тем более, что оговорки, к которым прибегали все эти годы правительство и непосредственно президент Алиев, лишая граждан льгот, имеют под собой определенную логику. Например, когда в 1997 году учителя потеряли право бесплатного проезда на транспорте, то в качестве основных доводов, как-то объясняющих решение президента, называлось давление западных финансовых институтов, выделяющих Азербайджану кредиты. Теперь же правительство ссылается на то, что страна вступает в активную фазу рыночной экономики, и потому якобы необходимо подогнать под нее социальный сектор.
Например, председатель парламентской комиссии Хады Раджабов задается вопросом: если сфера автотранспорта была приватизирована, то насколько верно перекладывать на нее обузу льготников? Не согласиться с этим сложно. Однако речь не об этом – в конце концов можно было разработать систему госсубсидии автотранспортных фирм за провоз льготников.
Другое дело, насколько “проваренной” выглядит вся эта “льготная каша”. Ощущение такое, что решение об отмене льгот правительство принимало спонтанно, без четко разработанной системы. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что сначала, в момент разработки госбюджета-2002, определяется сумма для компенсаций льготникам (140 млрд. манатов), далее она корректируется в ММ до 145 млрд. манатов и лишь затем определяется категория льготников и совершается разбивка граждан на разряды “лишенных полностью” и “частично сохранивших право на компенсации”.
То есть, изначально весь механизм определения категорий граждан, их числа или сумм компенсаций ограничивался жесткой цифрой в 145 млрд. манатов. А посему вся дальнейшая работа правительства уже выглядит как подгонка числа льготников и сумм, на которые они могут рассчитывать под госдотацию.
Сегодня можно лишь предполагать, что правительство пошло на этот шаг умышленно, чтобы “очистить” госбюджет от льгот, в преддверии начала широкомасштабных работ по подготовке программы по борьбы с бедностью. Видимо, в ММ посчитали, что если человек получает меньше, чем среднемесячная зарплата по стране (порядка 225 тыс. манатов), то он вроде бы бедный, но если при этом он имеет право на льготы, то уже не совсем. И для чистоты дальнейших расчетов решили четко определиться: бедные граждане Азербайджана или все же нет. Да так при этом поспешили, что забыли о международных обязательствах страны…
Не скупящиеся в последние дни на интервью председатели постоянных парламентских комиссии Х.Раджабов и Саттар Сафаров (по экономической политике) не вспомнили о соглашении “О взаимном признании прав инвалидов и участников ВО войны, а также лиц, приравненных к ним, на льготный проезд”, подписанном 12 марта 1993 года главами государств СНГ, согласно которому инвалиды и участники ВО получили право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте. А ведь соглашение было ратифицировано ММ 15 апреля 1997 года, в законе о присоединении к этому соглашению.
Вот мы и определились: спешка – главная причина бестолковых решений правительства. Иначе их никак не назовешь. Ведь если в правительстве действительно думают о том, чтобы определить вдовам погибших военнослужащих в качестве компенсации за отмену льгот 71 тыс. манатов, то о каком патриотизме в Азербайджане может идти речь?
Первое, о чем будут задумываться призванные на военную службу женатые призывники: случись что со мной, проживет ли вдова на пресловутые 71 тыс. манатов? Об инвалидах карабахской войны даже говорить не хочется. Как бы жестоко это ни звучало, но можно констатировать, что правительство оценивает кровь, пролитую ими на фронтах войны, в 100 тыс. манатов…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год