Г.МАМЕДЗАДЕ
17 ноября в Армении завершил работу второй региональный семинар по Орхусской конвенции для стран Южного Кавказа, организованный Европейской экономической комиссией ООН и ОБСЕ. ОБСЕ не упускает возможности содействовать стабилизации в регионе, в данном случае проявляя миротворческие усилия “под соусом Орхусской конвенции”.
Что такое Орхусская конвенция (ОК) и какое значение для региона имеют ее принципы, знают далеко не все. Для населения, задавленного грузом социально-экономических проблем, забота об окружающей среде – роскошь. Тем не менее когда-то нужно начинать и европейское сообщество пытается привить выходцам из союзного пространства культуру экологии и осознание своего права жить в благоприятной экологической среде, растить здоровую нацию.
Осуществление этих задач весьма проблематично без непосредственного участия общественности, которой необходимо обеспечить доступ к информации о состоянии окружающей среды. В этой связи ОК обеспечивает рядовым гражданам право обладать подобной информацией, а должностных лиц обязывает ее предоставить. В противном случае некоммуникабельных чиновников ожидают судебные разбирательства. Граждане также наделены правом участвовать в принятии решений, касающихся окружающей среды. Так в идеале должна выглядеть ситуация в развитом гражданском обществе.
Отметим, что впервые в международном праве экологические права были возведены до уровня других прав человека. Эти принципы легли в основу ОК, принятой в июне 1998 года в Орхусе (Дания) в рамках процесса “Окружающая среда для Европы” по линии ЕЭК – Комитета по экологической политике ООН. 35 стран Европы и Центральной Азии подписали ОК, 17 стран ее ратифицировали, в том числе республики Южного Кавказа.
О том, как южнокавказские страны намерены реализовывать принципы конвенции на практике, и обсуждали на семинаре представители трех кавказских стран. Стороны отбросили в сторону “политические аллергенты”, сфокусировав внимание непосредственно на вопросах экологии, возможностях трансграничного сотрудничества в целях поддержания единой экосистемы региона и создания климата, благоприятствующего сближению.
Однако проблемы, как всегда, превалировали и не особенно различались, будь то в Азербайджане, Грузии или Армении. На сегодняшний день не ясны сроки выполнения обязательств по ОК на национальном уровне. Непросто складываются взаимоотношения между государственными и общественными структурами, да и население элементарно не знает о своих правах в этой области, безответственно отводя экологическим вопросам второстепенное значение. Кроме того, пока отсутствует четкий механизм сбора экологической информации, равно как и механизм ее предоставления.
Касаясь же права граждан обращаться с жалобой в судебные инстанции, стороны единодушно пожелали им в этом большей независимости. Представлявшие Азербайджан на этом семинаре председатель Общества охраны природы АР С.Исрафилов и руководитель общественной организации “Эколекс-Азербайджан” С.Исаев (известный оппонент Минюста) подняли перед коллегами также вопрос о праве беженцев, учитывая, что в Азербайджане их более миллиона и они не должны быть дискриминированы.
Пока эти и другие вопросы решались в рамках семинара, армянскую столицу сотрясал еще один экологический форум. В Ереване проходила 12-я сессия Межгосударственного экологического совета (МЭС) СНГ на уровне министров и замминистров. Некоторые из них, в частности министры окружающей среды Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, были приглашены представителями ОБСЕ и на семинар по ОК.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год