Д.ТАЛЬСКАЯ
В газете “Эхо” от 13 октября 2001 г. было опубликовано интервью доктора геолого-минералогических наук Эльчина Халилова под названиеми “Бомбовые удары в Афганистане спровоцировали землетрясение в Иркутске?”, в котором был дан прогноз сейсмической активности до конца 2003 года. По мнению ученого, максимальный риск сильных землетрясений до конца года для Альпийско-Гималайского пояса прогнозировался с середины ноября до середины декабря, с наибольшей вероятностью в северной части Афганистана, Западном Китае, западной и северо-западной частях Пакистана и в Северной Индии.
14 ноября 2001 года в Западном Китае, в горной местности произошло катастрофическое землетрясение силой 8,1 балла по шкале Рихтера. О жертвах пока не сообщается, но учитывая, что эпицентр землетрясения находился в слабозаселенной местности, надеемся, что жертвы будут минимальными. Для сравнения сообщим, что катастрофическое землетрясение в Индии 26 января 2001 года, унесло около 100 тыс. человеческих жизней, имело силу 7,9 балла по шкале Рихтера.
Мы попросили прокомментировать ситуацию замдиректора лаборатории геофизики Научно-исследовательского института по прогнозу землетрясений Международной академии наук Ниязи Миризаде.
– Можно спорить, доказывать или отрицать правильность тех или иных прогнозов, однако время само расставляет все точки над “и”. Впервые прогноз Э.Халилова подтвердился бакинским землетрясением 25 ноября 2000 года. Буквально на следующий день после этого, он заявил во всех СМИ, что в Баку сильного землетрясения не будет и оно не произошло. Как видите, и в этот раз прогноз профессора Халилова полностью подтвердился. С 14 ноября резко “проснулся” Альпийско-гималайский пояс целой серией землетрясений, самым сильным из которых было в Западной части Китая. Однако с 14 по 17 ноября в западном Китае произошло 14 достаточно ощутимых толчков с силой 4,5-5,5 балла по шкале Рихтера, являющихся, по всей видимости, афтершоками катастрофического землетрясения от 14 ноября.
…Землетрясения проснулись не только в Китае, но и по всему Альпийско-Гималайскому поясу. Так, 13 ноября, землетрясение силой 4,7 балла произошло в Афганистане, 14 ноября силой 4,5 балла по Рихтеру в Греции, а 15 ноября на Северном Кавказе произошло ощутимое землетрясение силой 4,8 балла. Все это свидетельствует о начале очередного пика сейсмической активности, который, как и предсказал Э.Халилов, продлится до середины декабря, после чего начнется постепенный спад.
– А как насчет Баку? Эльчин Халилов, например, считает, что землетрясение нам не угрожает в течение, по меньшей мере, 25 лет.
– Я полностью согласен с его мнением, так как оно базируется на серьезных теоретических исследованиях и расчетах. В частности, это мнение опирается на тот факт, что среда любой очаговой зоны имеет период накопления тектонической энергии, необходимой для сильного землетрясения. Среда очаговой зоны бакинского землетрясения от 25 ноября 2000 года, после многочисленных афтершоков, полностью разрядилась. Средний период накопления энергии для этой тектонической зоны превышает 25 лет. Естественно, что если энергия не накоплена до критической величины, сильного землетрясения просто не может произойти.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год