Совместный проект ученых Армении и Азербайджана

Д.ИСАГЫЗЫ

В Азербайджане трудно найти человека, которого бы не беспокоила судьба Мецаморской АЭС, рассположенной прямо на границе с Азербайджаном. Тем не менее выясняется, что есть и такие люди.

По словам директора Сектора радиационных исследований Академии наук, члена комиссии СНГ по мирному использованию атомной энергии Махмуда Керимова, армянская атомная станция построена на водяном охлаждении реактора. А вода в реактор поступает с приграничой реки Араз и затем вновь сливается в эту же реку.

По идее, вода от этого не должна становиться радиоактивной. Но если в воде попадаются радиоактивные частицы, то тогда это вода может стать опасной для человека. Следует отметить, что этим обеспокоены и армянские ученые.

Вот и получается, что в изучении радиоактивности воды должны быть одинаково заинтересованы ученые обеих стран. Это обстоятельство послужило поводом для создания совместного проекта ученых Азербайджана и Армении по изучению радиоактивных выбросов с армянской АЭС.

Мирная идея двух конфликтующих стран сразу же нашла отклик и понимание в международном фонде ICSU (штаб-квартира в Париже), который согласился ее финансировать.Поддержала проект и ЮНЕСКО, которая в число своих приоритетных программ включает не только культурные, но и экологические.

Поддержала проект Академия наук Армении. Но, к сожалению, у некоторых титулованных чиновников в Азербайджане этот проект не нашел поддержки. Срок предоставления гранта истекает 31 марта. Дотянули, как говорится, до последней черты.

Казалось бы, проект, от которого зависит здоровье нации, должен получить моментальное одобрение, чтобы его беспрепятственно запустили в производство. Но как бы не так.

По словам Махмуда Керимова, чиновников на местах беспокоит то обстоятельство, что, дескать, мы не можем вести совместные исследования с представителями страны, с которой находимся в состояии войны. Но ведь проект направлен на мирное исследование? Разве страна выиграет от того, что не будет знать, чем грозит ей атомная станция, расположенная в сейсмоактивной зоне?

К тому же, если армянская сторона возьмется за исследование этой темы в одиночку, то информация о радиоактивности Мецаморской АЭС навсегда может стать для Азербайджана закрытой. Науку, по мнению М.Керимова, нельзя привосокуплять к политике.

– А какие еще объекты в Азербайджане или в регионе представляют радиационную опасность?

– По подсчетам специалистов, таких источиков около 300. Радиоактивные вещества используются в геолого-разведочных работах, в медицине, в других различных технологических процессах. Помимо этого, большое количество радиации накопилось на йодовых заводах. По всем этим источникам в Секторе радиации ведутся исследования и предлагаются пути их минимизации.

– А Габалинская РЛС тоже радиоактивна?

– Все говорят о радиоактивности Габалинской РЛС, но на самом деле она излучает электромагнитные волны. Правда, они тоже по-своему опасны для здоровья населения данной территории. Кстати, в настоящее время комиссия, куда входят ученые России и Азербайджана, находится в Исмаиллы как раз для изучения влияния Габалинской РЛС на окружающую среду. Исследования продолжатся до 15 июня. Проанализировав все имеющиеся данные по этой станции, комиссия составит отчет, который затем станет достоянием печати.

– Возвращаясь к теме атомных станций, хотелось бы узнать ваше мнение о том, правильно ли в ХХI веке используют атомные электростанции? Не говорит ли это о нашей ущербности?

– Атомные эектростанции – выужденная мера. Сегодня вся Европа предпочитает использовать энергию Солнца. В связи с этим во многих странах существует даже система льгот для тех, кто работает в этом направлении. Привлекательно уже одно то, что энергия Солнца неисчерпаема.

Сами подумайте, если энергия, получаемая в стране от сжигания 10 млн. тонн нефти в год, равна энергии солнечных лучей, попадающих на квадрат 8 х 8 км, не лучше ли использовать для нужд страны возобновляемую энергию природы? Даже 20% энергии, вырабатываемой на этой площади, могут заменить все семь электростанций страны.

Правда, на сегодняшний день эта технология обходится слишком дорого. В Баку солнечные батареи установлены всего на одном объекте. Если бы те миллиарды, которые были потрачены на строительство атомных электростанций, были израсходованы на строительство солнечных коллекторов, то на сегодняшний день уже была бы отдача.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год