В Азербайджане появилась угроза чумы

Дж.ИБРАГИМОВА

“В районах Азербайджана сложились благоприятные условия для циркуляции возбудителей чумы и туляремии – болезней, которые могут за короткий период погубить сотни тысяч людей и животных”, – заявил на состоявшемся вчера “круглом столе” заведующий лабораторией диагностики чумы и туляремии Республиканской противочумной станции Айдын Талыбзаде.

Встреча врачей-эпидемиологов и инфекционистов, представителей Министерства сельского хозяйства и экологических НПО была посвящена эпизоотической ситуации, сложившейся в Азербайджане. Выражаясь более простым языком, ситуации, которая может выйти из-под контроля вследствие распространения инфекционных болезней животных.

В числе этих условий специалисты прежде всего называют освоение земель, расширение и возведение новых населенных пунктов на территориях, кишащих основными переносчиками чумы и туляремии – грызунами. Подтверждением тому служат результаты недавних исследований, проведенных членами инициативной группы “Маммологи Азербайджана”. В ходе реализации совместного грузино-азербайджанского проекта азербайджанские маммологи (специалисты по изучению млекопитающих) установили, что на многих территориях Азербайджана при чрезвычайном обеднении фауны млекопитающих доминируют наводящие мистический ужас грызуны.

Среди них наиболее многочисленны краснохвостая песчанка и общественная полевка. По словам председателя инициативной группы “Маммологи Азербайджана”, доктора биологических наук Ирины Рахматулиной, средняя плотность грызунов – как минимум, одна жилая нора на 1 кв.м. Обследования территории от Сангачалы до границы с Грузией показали, что на этих полупустынных ландашафтах имеются сплошные поселения краснохвостой песчанки. А теперь она еще все ближе приближается к населенным пунктам. Помимо них в деревнях и селах активно “хозяйничают” домовая и лесные мыши, серая и черная крысы. Перемещаясь из коммунальных объектов в природу и обратно, они и заносят в жилье человека различных паразитов – носителей острых инфекционных заболеваний.

“Сколько общественных полевок я видел в безлюдных населенных пунктах прифронтовой зоны! Она чуть менее восприимчива к микробу чумы. Но если в ее популяцию попадет сверхчувствительная краснохвостая песчанка и заразится микробом чумы, то трупов погибших грызунов будет видимо-невидимо!” – говорит А.Талыбзаде.

А ведь на этих грызунов охотятся лисы, волки, пернатые, которые впоследствии становятся дополнительными источниками распространения инфекционных болезней.

В качестве примера А.Талыбзаде приводит эпизоотию, обнаруженную на Абшероне в 1976 – 78 годах. Тогда при низкой численности грызунов и их разрозненных поселениях (на расстоянии от 3 до 12 км.) микроб чумы легко переносился с одной территории на другую. Хотя, как правило, это происходит при значительном росте численности грызунов и их миграции. Так вот, только изучение миграции лисиц позволило понять, что именно они стали распространителями чумы. На шерсти лис были найдены блохи песчанок. Привыкшие к тонкой шерсти песчанок, “чумные” блохи на лисьих шкурках долго не задерживались и перепрыгивали на грызунов, обитавших поблизости.

Ну а человек, по словам А.Талыбзаде, заражается через грызунов, которые свободно перемещаются из населенных пунктов на природу и обратно. Помимо них распространителями инфекций становятся и домашние животные – кошки и собаки, охотящихся на грызунов и лис.

Последний случай смерти от чумы был зафиксирован в Азербайджане в 1967 году. Тогда, по словам заведующего лабораторией диагностики чумы и туляремии Республиканской противочумной станции, в Нахчыване скончался пограничник. Причем причина смерти была установлена только при вскрытии.

Наиболее серьезной вспышкой чумы можно считать 1914 год, когда в восточной части Абшеронского полуострова умерли 28 человек. Случаи заболевания чумой фиксировались и в 1931-м и в 1944-м. Еще с тех времен природные очаги чумы и других эпизоотий (в Азербайджане их три – от Абшерона до границы с Грузией, правый берег Араза и такие районы, как Лачин, Кяльбаджар, Шахбуз, Ордубад) были взяты на изучение. После чего последовали разработки кадастров.

Тщательным образом систематизированные документы содержали сведения о том, что происходит на этих территориях, сколько там имеется грызунов, что происходит с их популяцией, когла увеличивается численность, когда снижается, какие виды паразитов имеются на них. Периодически эти сведения обновлялись. Сегодня эти карты безнадежно устарели. Еще бы, прошло более 10 лет.

В настоящее время Минздрав обеспечивает Республиканскую противочумную станцию и ее филиалы ядохимикатами. “Но контролировать природные очаги мы не в силах. Что нас уберегает? Наверное, Аллах!”, – говорит А.Талыбзаде.

Не менее остра ситуация с грызунами и в городах. Выкриков людей в халатах: “Крысы-мыши”, уже давно не услышишь в столичных дворах. Службы дезинфекции, уничтожавшие распространителей опасных инфекций, полностью перешли на хозрасчет. Вот потому-то сегодня грызуны и вольготно чувствуют себя не только в жилых постройках старого типа, но и в недавно отстроенных домах-небоскребах.

По словам директора Республиканского центра дезинфекции Сары Гасановой, и жэу, и другие государственые организации с большой неохотой закладывают в своии бюджеты средства на эти цели. Грызуны наступают на города. “На сэкономленные деньги, по собственной инициативе с 15 по 25 октября в Баку, Сумгайыте и на Абшероне наш центр провел мероприятия по их уничтожению”, – говорит С.Гасанова. А что будет в районах страны, неизвестно.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: