C.МУСТАФАЕВА
На прошлой неделе наиболее обсуждаемой темой в отечественных СМИ было принятие Милли меджлисом в первом чтении проекта госбюджета 2002 года. Как уже сообщала наша газета, по многим параметрам бюджет следующего года превосходит плановые показатели года текущего. В частности рост доходов казны определен в размере 605 млрд. манатов по сравнению с 2001 годом.
Однако отбросив в сторону экономические “условности” бюджета взглянем на это с точки зрения обывателя, которого, на первый взгляд, больше всего должно интересовать, насколько планируемый госбюджет повлияет на его собственный карман? Казалось бы, наличие такого мощного стимула, как личное благосостояние и благополучие семьи, должно было повлечь за собой и определенную заинтересованность общественности данным вопросом.
Но из результатов небольшого опроса, проведенного на улицах Баку, стало известно, что граждане страны абсолютно далеки от обсуждений бюджета на 2002 год. Более того, проявив уже привычную для нас апатичность, большинство респондентов вообще отказалось отвечать на поставленный вопрос, объяснив это тем, что от государства “они уже ничего не ждут”.
Пенсионерка Рафига Кишиева, 63 года, заявила, что уже давно перестала следить за текущими новостями. “А знаете, почему? У меня нет денег, чтобы купить газеты, а телевизор давно не работает. От соседей знаю, что на будущий год собираются отменить льготы. Ну скажите это по-человечески! Я ведь получаю всего 70 тыс. манатов, живу одна и еле-еле свожу концы с концами”.
Отметим, что практически все респонденты данной категории ответили в подобном духе. Их мнения были до такой степени схожи, что согласно им можно сделать и соответствующий вывод: все страхи будущего года пенсионеры связывают с отменой льгот. А на предусматриваемые при этом компенсации они не надеются. “Ведь все учесть невозможно”, – заявляют они.
Другая социальная прослойка, к которой относится “работающее” население, свою неинформированность объяснила чрезмерной занятостью. Так, рабочий Рафик Атакишиев отметил, что никаких надежд с будущим бюджетом не связывает. “Я весь день на работе. Работаю на частные заказы тех, кто строит себе особняки по $70 тыс. И вы думаете, что меня должен интересовать вопрос о бюджете на 2002 год? У меня настолько небольшой заработок, что меня это никоим образом не коснется. Скорее всего это коснется тех, на чьих заказах я зарабатываю. Однако я уверен в том, что ничего не изменится. Ни лучше, ни хуже не будет”.
А педагог Рамиз Ниязов отметил, что бюджет 2002 года ничего простому народу, кроме огорчения не принесет. “Вот пишут, что расходы на образование в этом году увеличатся. При этом никто не говорит, насколько увеличится зарплата педагогов. По словам моих коллег, надбавка будет колебаться в пределах 20 тыс. манатов. Т.е. правительство опять действует по уже известному сценарию. А потом министр будет выступать и говорить пафосные речи о заботе государства о педагогах”.
Заметим, что это был единственный человек, который проявил в данном вопросе должную информированность.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год