Т.ГАРИБОВ
Позиция Азербайджана по карабахскому урегулированию остается прежней. Конфликт должен быть урегулирован в рамках национально- государственных интересов Азербайджана, в соответствии с нормами международного права. Такое мнение высказал агентству “Туран” завотделом международных связей аппарата президента Азербайджана Hовруз Мамедов, комментируя итоги визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ. По поводу новых инициатив посредников Мамедов заметил, что не склонен считать их “новыми предложениями”.
“Сопредседатели приезжают в регион для ознакомления с позициями сторон, с целью их сопоставления и сближения”, – сказал Мамедов.
В свою очередь глава МИД Армении Вардан Осканян в Страсбурге в интервью радиостанции “Свобода” заявил, что Армения готова продолжать переговоры в рамках парижских договоренностей, но не примет предложений, выходящих за рамки этих принципов. Министр выразил несогласие с тем, что в ходе недавнего визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион конфликта были новые предложения. Правда, по его словам, посредники пытались оживить переговорный процесс в рамках парижских договоренностей.
Параллельно в переговорном процессе появился новый фактор: вчера начался первый официальный визит президента России Владимира Путина в США. Не исключено, что на переговорах лидеры сверхдержав затронут карабахскую тематику.
…Нынешнее состояние мирного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в эксклюзивном интервью “Эхо” по телефону из Вашингтона комментирует американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Рудольф Перина. Он начал с оценки позиции азербайджанского населения:
– Я думаю, что население Азербайджана явно расстроено тем, что нагорно-карабахский конфликт продолжается и слишком долго остается без разрешения. Пришло время найти путь решения этой проблемы. Я был свидетелем таких высказываний и в Армении. Мы понимаем чувство глубокого разочарования народов, и уверяю вас, что члены Минской группы сделают все возможное для того, чтобы помочь в решении этой проблемы, как можно скорее.
– Будучи в Азербайджане вы заявили, что у МГ есть новые идеи по урегулированию конфликта, но сути их не раскрыли. Не могли бы вы рассказать о них сейчас?
– Всегда очень трудно внедряться в детали. Да, мы говорили о новых идеях, но они базируются на договоренностях, достигнутых на встречах в Париже и Ки Уэсте. Новые пути, о которых мы говорили в Баку, Нагорном Карабахе и Ереване – аспект определенного подхода к уже проведенным встречам. Трудно найти что-либо новое и оригинальное. Поэтому в центре переговоров были идеи, сложившиеся после встреч в Париже и Ки Уэсте. Мы работали над обновлением уже имеющихся идей.
“Я ПОСТАРАЮСЬ ПОСЕТИТЬ ЛАГЕРЬ БЕЖЕНЦЕВ…”
– Вы встречались с представителями армянской общины Нагорного Карабаха. Почему не было встречи с лидерами азербайджанской общины НК?
– Мы не встречались с ними. И мне очень жаль, что мы не смогли встретиться с азербайджанскими беженцами из Нагорного Карабаха. Как вы знаете, это был мой второй приезд в регион, но первый вместе с остальными членами Минской группы. Я знаю, что члены МГ проводили такие встречи раньше. Очень трудно сделать все за один визит. Но я постараюсь посетить лагерь беженцев в ближайшем будущем. А что касается сопредседателей Минской группы, то они раньше встречались с лидерами общин обеих сторон, и в будущем такие встречи планируются.
– Как вы оцениваете такой вариант урегулирования: освобождение нескольких южных районов, оккупированных армянами, и возвращение туда беженцев в обмен на восстановление железнодорожных коммуникаций в этом регионе? Такой вариант предлагал экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров.
– Мы рассмотрим эту идею, но наша главная цель – общее урегулирование конфликта. Есть определенные идеи, в том числе и возобновление железнодорожного движения в обмен на выдвинутые условия. Эти предложения, естественно, облегчат состояние народов Азербайджана и Нагорного Карабаха, и поэтому будут рассматриваться и развиваться во время наших встреч. Но наша главная цель, как я уже отметил – это полное урегулирование конфликта, так как – это лучшее решение проблемы. Однако мы также будем рассматривать менее масштабные предложения, к которым относится и восстановление железнодорожного движения.
“НЕ ДУМАЮ, ЧТО МЫ ВЕРНЕМСЯ В РЕГИОН В ЭТОМ ГОДУ…”
– Когда можно ожидать очередного приезда в регион сопредседателей МГ ОБСЕ для более детального обсуждения предложенных вами идей?
– Недавно мы посетили регион и не думаю, что вернемся туда в этом году. Но, естественно, в ближайшее время проведем новые встречи. В прошлый раз мы обсудили новые подходы к разрешению нагорно-карабахского конфликта с двумя президентами, и они поделились с нами своими мнениями. Я надеюсь, что они смогут встретиться снова, может быть, 30 ноября во время саммита СНГ в Москве. Могут быть и другие возможности для их встреч. Я думаю им нужно обсудить кое-какие идеи. Точной даты нашего визита в регион пока нет, но мы, естественно, еще вернемся. Утверждение конкретной даты ожидается в начале следующего года.
“ПРЕЗИДЕНТ БУШ ЗАИНТЕРЕСОВАН В РЕШЕНИИ ЭТОГО КОНФЛИКТА…”
– Обсудят ли тему карабахского урегулирования президенты Буш и Путин в ходе своих встреч?
– Я не знаю, о чем они будут говорить. Но мы, естественно, известили президента Буша о результатах наших переговоров. Он очень заинтересован в разрешении этого конфликта. Я верю, что и г-н Путин тоже. Так что, легко предположить, что они рассмотрят этот вопрос в ходе переговоров. Однако не могу точно сказать, о чем два президента будут говорить во время их встречи.
– Глава МИД Армении заявил, что армянская сторона согласна на разрешение конфликта только в рамках парижских принципов…
– Наши идеи базируются на результатах, достигнутых в Париже и Ки Уэсте. Но мы работаем над идеями, которые будут выгодны для обеих сторон.
– Но ведь Азербайджан категорически отвергает парижские договоренности…
– Я бы сказал, что позиция Азербайджана базируется на результатах всех встреч. Встречи, начавшиеся в прошлом году, стартовали в Париже, потом продолжились в Ки Уэсте. Были обсуждения и после Ки Уэста. Нельзя сказать, что все основано на одной встрече. Договоренности, достигнутые в ходе одной встречи – всего лишь часть главной модели. Это – все еще подход, над которым мы работаем, и хотели бы, чтобы обе стороны подумали над имеющимися результатами.
– Будучи в регионе вы заявили о необходимости учитывать в процессе урегулирования и интересы Ирана. Что вы имели в виду?
– Я не помню, чтобы кто-то говорил что-либо подобное, однако Иран – одно из соседних государств, и, естественно его интересует, на какой стадии находятся переговоры, и как разрешится нагорно-карабахский конфликт. Правда, это совсем не значит, что Иран может как-то влиять на разрешение данной проблемы. Вместе с тем хочу отметить, что мы признаем интересы Ирана как государства, граничащего со странами вовлеченными в конфликт.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год