А.АЙНУРОВА
“Поле моды” в Азербайджане до некоторых пор оставалось невспаханным. Но сейчас ситуация меняется, количество модельеров растет из года в год. Правда, о качестве вспоминают редко. Полноценные коллекции сегодня могут позволить себе разве что Фахрия Халафова и Лейла Ахмедова.
Тем не менее даже они не могут похвастаться окупаемостью своих затрат на создание коллекций. Новые имена азербайджанской моде дают и конкурсы, проводимые Ассоциацией азербайджанской моды под руководством Замира Гусейнова. Тот факт, что на протяжении не одного года победителем его конкурсов становится один и тот же человек – Наргиз Сеидова, заставляет сомневаться в справедливости решения жюри. Других мероприятий, на которых модельеры могли бы проявить себя, в Баку не проводятся, поэтому им приходится удовлетворяться тем, что есть. К сожалению, азербайджанская школа дизайна не пользуется большой популярностью. Поэтому современные модельеры в большинстве своем обучаются за рубежом.
Модельер Саида Велиева окончила университет “Отис” при Голливуде по классу дизайна и прикладного искусства. Прежде чем быть зачисленной в университет, с нее потребовали портфолио – фотографии ее работ и сочинение. Из всех поступающих Саида Велиева стала единственной студенткой, получившей стипендию, – такое исключение сделали по результату отбора работ и сочинений. Стипендию не стали выплачивать, но скосили определенную часть платы за обучение.
На 3-м курсе Саиде попалась курсовая по детской одежде. В результате ее детская коллекция приглянулась представителям очень известной фирмы “Барби” и после переговоров детскую одежду от Саиды Велиевой пустили в производство. Гонорар начислять не стали, но за счет этого скосили еще какую-то часть оплаты за обучение. На одежде же указывается авторство азербайджанского модельера. По окончании университета в прошлом году Саида вернулась в Баку. Как раз в это время по телевидению объявили конкурс Рафа Сардарова. Саида подала заявку об участии и завоевала третье место.
САИДА ВЕЛИЕВА:
– На конкурсе Рафа Сардарова меня и заметил Замир Гусейнов, который пригласил меня на конкурс, состоявшийся в декабре 2000 года с участием председателя “Русский силуэт” Татьяны Михалковой. Для меня было неожиданностью, что она выделила мои работы из всех остальных. Во время этого конкурса вовсю пропагандировалась Наргиз Сеидова – протеже Замира – поэтому я думала, что она и получит возможность поехать на “Русский силуэт”. Но Михалковой приглянулись мои работы, что шло вразрез с интересами Замира. Причем Михалкова решила все своим волевым решением, даже не удаляясь, как все, в другую комнату для совещания. Она просто указала на меня и этим все было решено.
С тех пор Замир меня третирует, запрещает выступать в прессе, угрожал тем, что заменит меня другим модельером, если я не стану его слушаться. Он без моего разрешения взял на себя функции моего продюсера и стал диктовать, что и как мне делать. А потом он вдруг стал обливать меня в прессе грязью, диктовать, с кем из коллег мне общаться. Его разозлило то, что я пошла на показ Лейлы Ахмедовой “Феерия”. За некоторое время до отъезда в Москву на “Русский силуэт” он опять позвонил и собщил мне о том, что “чтобы ноги твоей мамы не было на “Русском силуэте”. Я сам тебя отвезу с группой в 15 человек”.
Я, естественно, не согласилась. Так он стал везде кричать о том, что имеет право заменить меня на другого модельера. А о том, кто дал ему это право, Замир умолчал. На самом деле он не смог бы это сделать, так как в московском конкурсе должны были участвовать только те, кого отобрала Михалкова.
Мы встретились на конкурсе. Кстати, в Москву Замир взял с собой Наргиз Сеидову и она сидела в зале как обычный зритель. И если ему действительно дано было бы право что-то решать в “Русском силуэте”, то он с радостью заменил бы меня на Н.Сеидову. Но этого не случилось. Просто Замир все привык брать криком, интригами и блефом. А мне интриги не нужны, гораздо интереснее заниматься творчеством. На “Русском силуэте” я не получила никакого места, но важно участие. Я просто не понимаю, как можно, имея Фахрию Халафову, Лейлу Ахмедову, у которых есть базовое образование, допускать к руководству Ассоциацией азербайджанской моды такого необразованного в области моды человека, как Замир Гусейнов. Сейчас он везде объявляет о том, что собирается организовывать “международный” фестиваль моды. Он же понятия не имеет о том, что такое мода!
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год