Азербайджанский сюрреализм

А.МЮЗАРТГЫЗЫ

Выставки сегодня являются своего рода презентацией именно современного арта. Что же касается искусства хотя бы середины прошлого века, то демонстрировать его в условиях “модерновских” реалий практически не принято. Вероятно, это связано с распространенным в прошлом столетии методом соцреализма.

Однако и в те “правильные” годы было свое “левое” искусство, которое не одобрялось руководящими органами и называлось неакадемическим. Именно это искусство в интерпретации знаменитой художицы Бегим Гаджиевой и было экспонировано в выставочном салоне Союза художников. В принципе, несмотря на возраст работ, который порой доходит до семидесяти лет, и на индивидуальный почерк автора, картины немногим отличались от того самого современного арта.

Практически все экспонаты и графического, и живописного порядка имеют под собой портретное начало. Женские лица в зеленых тонах написаны Б.Гаджиевой явно не для передачи фотографической точности натуры, которой скорее всего и не было. “Это свободное выражение состояния души, на которое оказало влияние французское искусство, в частности, Пикассо”, – говорит Б.Гаджиева.

Правда, не “точечное” изображение живого образа не до конца отражает отсутствие академичности в работах Б.Гаджиевой. “А это “Портрет дочери”, – говорит художница, глядя на работу с полным отсуттсвием какого бы то ни было образа вообще. Краска тремя “дорожками” растекается по холсту, образуя общее пространство, объединенное, похоже, лишь единством цветового состояния.

“Не знаю, почему именно так… Так получилось”, – завершает художница свои размышления на тему портрета любимой дочери. Хотя именно спонтанные решения и художественные выражения рождают гармонию в ее естественном выражении.

Так что, чтобы понять “свободное состояние души”, нужно тоже думать свободно от установок времени и пространства, и спонтанно ловить ассоциативные намеки подсознания. И тогда трехцветное полотно уже можно назвать своей дочерью.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: