Ч.МАМЕДОВ
Вопрос возник перед участниками вчерашнего “круглого стола”, организованного Фондом поддержки предпринимательства и развития рыночной экономики из самой темы, предложенной им для обсуждения: “Переход к рыночной экономике и азербайджанская модель”. Открывая довольно обширную программу, президент фонда Сабит Багиров кратко отметил, что это уже третье по счету мероприятие, проводимое за счет гранта Посольства США в Азербайджане и посвященное 10-летию независимости страны.
На динамике экономического развития Азербайджана и проблемах выбора концепции его экономической безопасности акцентировал внимание собравшихся директор Центра экономических реформ, кандидат экономических наук Расим Гасанов. В частности, по его мнению, с точки зрения экономической безопасности Азербайджан и в составе бывшего Союза занимал не столь уж и завидное место. И в качестве подтверждения оратор особо подчеркнул, что в результате несовершенства советской структуры экономики и своеобразного геопланирования до 60% азербайджанской продукции составляли сырье и полуфабрикаты.
То есть, для получения уже готовой продукции все это требовало дальнейшей доработки. Ученый не отрицал, что многие реформы в экономике, и прежде всего приватизация земель сделали процесс перехода к рынку необратимым. Однако, как считает экономист, в целом вопрос трансформации Азербайджана в рынок все еще продолжает оставаться открытым. Очень лаконично и конкретно расставил все “по своим местам” доктор экономических наук, профессор Назим Иманов, однозначно разделив экономическое десятилетие страны на две части: хорошую и плохую.
В первой оказались: возможность азербайджанского народа возможность самому определять свою дорогу в экономике, появление в последней негосударственного сектора и хотя еще слабоватая, но все же экономическая стабильность. В части второй (что плохо) профессор называет наличие в стране масштабной коррупции, теневой экономики (“которая больше, чем легальная”), казнокрадство, внутриведомственные задолженности госпредприятий и устоявшийся уже дисбаланс в региональном рапределении экономической “ноши”. В качестве примера он привел сегодняшнюю налогооблагаемую базу азербайджанской экономики, 97% которой находится в Баку и его окрестностях, и только оставшиеся 3% приходятся на регионы страны. А значит, и говорить об экономическом развитии сельских районов сегодня просто не приходится.
Как оказалось, немало проблем напрямую связано с проводимой в настоящее время предельно жесткой денежно-кредитной политикой. О чем поведал “круглому столу” директор информационного агентства “Тренд”, доктор экономических наук Инглаб Ахмедов. Отсутствие инфляции в Азербайджане объясняется, по его мнению, прежде всего дефицитом денежной массы и никакого отношения к темпам роста в экономике не имеет. Держать руку на печатном станке – это самый примитивный способ сдерживания инфляции. Формирование же потребительского рынка страны исключительно за счет импорта, как считает экономист, автоматически отводит доллару базовую роль в ценообразовании и, как правило, манат начинает выполнять просто техническую роль.
О многих причинах неутешительного состояния экономики Азербайджана говорили и другие участники “круглого стола”. В частности, эксперт Али Масимов, кандидаты экономических наук Азер Амирасланов, Акиф Велиев и Мязяддин Эюбов определенно убеждены, что, если своевременно не принять действенных мер, то страну рано или поздно, но неизбежно захлестнут социальные взрывы и катаклизмы.
Собравшиеся были единодушны во мнении, что если правительство и остается глухо даже к очевидно рациональному в их экономических анализах и раскладах, то все равно такой обмен мнениями необходим, ибо молчать – значит соглашаться. А потому решено проводить подобные мероприятия регулярно, хотя бы раз в месяц. Благо, и новые темы (их набралось около десяти) были тут же предложены и одобрены.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год