В.ГАСАНОВ
Вчера в Пресс-клубе состоялась пресс-конференция отца убитого в Киеве азербайджанского бизнесмена Эльчина Алиева. Ожидалось, что в ней примет участие по телефону и адвокат потерпевшей стороны Олег Матвеевский. Однако по ряду причин журналисты голоса украинского юриста так и не услышали.
Зато было другое. Отец убитого – Фадай Алиев – изложил свою версию того, что случилось в ночь с 31 мая на 1 июня. По его словам, он беседовал с главным свидетелем убийства Мазахиром Шихалиевым, который в ту ночь находился вместе с его сыном.
По словам отца погибшего, 31 мая после рабочего дня Э.Алиев, М.Шихалиев вместе с двумя другими коллегами ужинали в киевском ресторане “Абшерон”. Около полуночи Э.Алиеву позвонили из азербайджанского посольства в Украине и пригласили на неофициальный банкет. Ф.Алиев говорит, что его сын имел хорошие отношения с сотрудниками дипломатической миссии, поскольку был дружен с прежним послом Назимом Ибрагимовым (ныне – депутат Милли меджлиса).
По словам отца бизнесмена, сын отправился в посольство вместе с М.Шихалиевым. Именно там, утверждает Ф.Алиев, произошла размолвка между его сыном и оказавшимся в здании генералом Ровшаном Акперовым. Со слов М.Шихалиева, сообщил отец убитого, она произошла на почве того, что его сын не поздоровался с Р.Акперовым, поскольку генерал в это минуту был чем-то занят.
До выяснения отношений дело не дошло и спустя некоторое время Э.Алиев со своим попутчиком покидают посольство, направившись в кафе “Сакури”. Спустя некоторое время сюда приезжает и Р.Акперов вместе с азербайджанским подполковником (имени его Ф.Алиев не знает), которые занимают соседний стол.
По другой версии, в кафе с Р.Акперовым приехал комендант посольства Азербайджана Гудрат Ахмедов. Здесь Э.Алиев делает попытку примирения и приглашает их к своему столу. Вдобавок ко всему бизнесмен еще и заказывает в честь генерала песню “Господа офицеры”.
Отец убитого описывает ситуацию следующим образом: миротворческие усилия не дают результатов – в кафе накаляется обстановка. Подбежавший бармен просит спорщиков продолжить выяснение отношений за пределами заведения. Первый удар кулаком за дверями достался разнимавшему спорщиков М.Шихалиеву. Последний утверждает, что, поднявшись на ноги, он увидел как Р.Акперов ринулся к машине, на которой приехал к кафе. Его попутчик пытался было отговорить генерала, однако помешать не сумел. Следующий удар – холодным оружием – достался самому бизнесмену. Впоследствии судебно-медицинская экспертиза констатировала, что Э.Алиев скончался от удара кортиком в сердце.
По словам отца убитого, уголовное дело было почему-то возбуждено не по обвинению в умышленном убийстве, а в нанесении тяжких телесных повреждений. Кроме того, расследованием обстоятельств дела стала заниматься не прокуратура, а отделение милиции Шевченковского района украинской столицы.
9 июня был задержан комендант посольства Гудрат Ахмедов, которого спустя 40 дней решением райсуда освободили под подписку о невыезде из Киева. И лишь 3 июля, говорит отец убитого, главный следователь отделения милиции Шевченковского района Н.Дегтяренко вызывает для дачи показаний Р.Акперова. Генерал на допрос не явился, а спустя день он уже находился в Баку.
Главный свидетель произошедшего М.Шихалиев тоже покинул пределы Украины, правда, в отличие от Р.Акперова он отправился не в Азербайджан, а в Турцию.
Известно, что украинские следователи успели его допросить 4 раза. Как утверждает Ф.Алиев, свидетелю угрожали расправой. Отцу убитого, прибывшему в Киев 30 июня, удается добиться перевода материалов дела в генпрокуратуру, спустя 4 месяца уголовное дело поступает в ведение городской прокуратуры столицы Украины. Однако спустя 5 месяцев после убийства Э.Алиева разбирательство по данному делу продолжает оставаться “висяком”.
По словам Ф.Алиева, представители правоохранительных органов Украины в приватных беседах в один голос заявили ему, что убийца его сына – азербайджанец, но расследованию преступления мешает давление, оказываемое какими-то высокопоставленными персонами Азербайджана и Украины. Напомним, что во вчерашнем интервью “Эхо” адвокат семьи убитого О.Матвеевский также говорил о давлении со стороны госструктур двух стран. По словам адвоката, прокуратура ссылается на “межгосударственные отношения” и “дипломатическую неприкосновенность генерала”…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год