НУРАНИ
Программа нынешнего визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ (кроме Рудольфа Перины, представляющего в Минской группе США, французского дипломата Филиппа де Сурмэйна и их российского коллеги Николая Грибкова, в делегацию входил также заместитель министра иностранных дел России, бывший заместитель директора Службы внешней разведки России Вячеслав Трубников) была достаточно насыщенной.
Дипломаты провели переговоры с президентом Азербайджана, министром обороны, а также главами религиозных конфессий. С лидером азербайджанской общины Карабаха Низами Бахмановым сопредседатели не встречались. Не состоялось также и посещение палаточных лагерей азербайджанских беженцев.
Как того и следовало ожидать, основная часть встречи сопредседателей Минской группы с президентом Азербайджана прошла за закрытыми дверями. По сообщению агентства “Туран”, Гейдар Алиев, приветствуя сопредседателей, заявил, что “мы ждем от вас многого”. Кроме того, он отметил: “Меня очень беспокоит то, что конфликт длится уже 13 лет, а Минской группе уже 9 лет, однако до сих пор нет никакого результата”. В свою очередь французский сопредседатель Филипп де Сурмэйн проинформировал Гейдара Алиева, что на днях сопредседатели собирались в Лиссабоне и подготовили “некоторые предложения”.
Сообщив, что “нас поддержали главы наших стран и европейские структуры”, он тем не менее не стал детализировать суть новых предложений, ограничившись только заявлением, что оба народа должны пойти на “трудные решения” ради достижения мира и процветания и важную роль может сыграть также и благоприятная атмосфера в регионе, которую необходимо создать. В свою очередь американский дипломат Рудольф Перина заявил, что Минская группа приехала с “рядом новых идей, которые нам помогут”.
По его мнению, конфликт должен быть урегулирован как можно скорее и мирным путем: “Военного пути решения нет”. А Вячеслав Трубников, повторив, что “военного пути решения конфликта нет и не должно быть”, выразил надежду, что после нынешнего визита в регион в переговорах наступит “перелом”.
Президент Азербайджана же заявил: “Минская группа ОБСЕ должна учитывать интересы обеих сторон при поиске решения карабахского конфликта, однако эти интересы несоразмерны”. “Азербайджан – это пострадавшая сторона, ибо оккупированы наши территории и у нас 1 млн. беженцев. Если эти моменты не будут учтены посредниками, то урегулирования достигнуто не будет”, – отметил Алиев.
Он особо подчеркнул, что “любой односторонний подход не приведет к успеху в урегулировании”. “Мы придерживаемся мирного урегулирования, но наш народ не может более терпеть. Поэтому в Азербайджане возрастает число сторонников военного разрешения проблемы, и это естественно, так как конфликт слишком затянулся. Подобные настроения в Азербайджане нельзя сбрасывать со счетов”, – заявил Гейдар Алиев.
В свою очередь министр обороны Азербайджана в ходе встречи с сопредседателями МГ ОБСЕ заявил, что ОБСЕ не должна перекладывать ответственность за решение этой проблемы на плечи президентов двух стран. Мнение же, что президентам Азербайджана и Армении удастся договориться об урегулировании, Абиев назвал “в корне ошибочным”, так как Армения хочет добиться независимости Нагорного Карабаха или же присоединить его к себе.
“Сегодня необходимо еще раз объявить о тех принципах, на основе которых должен решаться данный конфликт, и заявить, что Армения нарушает принципы ОБСЕ. Поэтому от нее надо потребовать неукоснительного выполнения этих принципов”, – сказал министр. Абиев назвал “изначально неправильными” попытки поставить обе стороны конфликта в одинаковое положение, ибо с самого начала было известно, что “одна из сторон является агрессором”. Сопредседатели же в своих ответных заявлениях вновь повторили известные постулаты, что необходимо сохранить мир и продолжать переговоры, а возобновления боевых действий допускать нельзя.
В Азербайджане, да и не только, журналисты уже научились не ждать сенсационных откровений от пресс-конференций сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Признав, что в ходе встречи сопредседатели ознакомили Гейдара Алиева с некоторыми новыми предложениями по урегулированию, вдаваться в их детали не стали – Вячеслав Трубников ограничился только заявлением, что они “вытекали из предыдущей работы сопредседателей”. Правда, для азербайджанской общественности такое заявление вряд ли можно назвать обнадеживающим: возможность ознакомиться с “предыдущей работой сопредседателей” у нас уже была, и после публикации всех трех вариантов предложений ОБСЕ власть назвала их “неприемлемыми”, включая даже те, которые ранее успела признать в качестве “основы для переговоров”.
Другой традиционный рефрен сопредседателей – о приверженности официального Баку мирному решению конфликта – в нынешних условиях тоже может иметь если и не взрывной, то уж явно не стабилизирующий эффект. Несмотря на то, что и президент Азербайджана, и министр обороны явно не выражали особых восторгов по поводу деятельности Минской группы, а Гейдар Алиев прямо заявил, что в Азербайджане растет число сторонников военного решения конфликта, и подобные настроения нельзя сбрасывать со счетов, в ходе своей пресс-конференции все три сопредседателя в один голос уверяли журналистов, что главный итог их визита в том, что президент Азербайджана еще раз подтвердил свою приверженность мирному пути урегулирования конфликта.
Такие заявления на пресс-конференциях сопредседателей Минской группы ОБСЕ звучат постоянно, однако на сей раз подобный рефрен как минимум требует объяснения: то ли жесткие заявления Гейдара Алиева сопредседатели поняли именно как заверения в приверженности мирному пути решения конфликта, а не свидетельство нарастающих требований решить конфликт военным путем, то ли Минская группа просто делает хорошую мину при плохой игре, то ли в ходе встречи за закрытыми дверями заявления о возможности военного пути решения конфликта были дезавуированы и дипломаты получили некие гарантии.
Более того, Вячеслав Трубников выразил уверенность, что такой опытный политик, как Гейдар Алиев, сможет противостоять требованиям военного пути решения конфликта, и вообще непонятно, кто подсчитал, сколько именно в Азербайджане сторонников военного решения. Подобное заявление звучало как минимум некорректно, однако официальной реакции от властей Азербайджана не последовало.
В ходе пресс-конференции французский сопредседатель Филипп де Сурмэйн де-факто опроверг существование “парижских принципов”. По его словам, в ходе переговоров в Париже не было достигнуто конкретных договоренностей.
Тем не менее даже на пресс-конференции чувствовалось, что у дипломатов явно поубавилось оптимизма – во всяком случае американский дипломат Рудольф Перина заявил, что еще очень многое предстоит сделать.
Приняв участие в традиционном мониторинге на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армении, дипломаты отбыли на оккупированные территории Азербайджана – осуществлять обширную программу встреч с руководством другой “заинтересованной стороны”.
По информации ряда региональных масс-медиа, лидер карабахских сепаратистов Аркадий Гукасян уже успел сообщить журналистам, что в Баку отвергли очередные предложения Минской группы ОБСЕ. В свою очередь агентство “Медиамакс” указывает, что Гукасян категорически опроверг высказывания некоторых СМИ, что Карабах может отказаться от своей “независимости”: “Независимость – самое большое наше достижение, и мы будем бороться за ее сохранение и укрепление”.
Отметив, что политическое урегулирование конфликта альтернативы не имеет, он высказался за прямые переговоры “карабахской стороны” с Азербайджаном и предложил не затрагивать сегодня вопросы “независимости” Нагорного Карабаха и территориальной целостности Азербайджана, а обсуждать отношения между ними, которые могут привести к установлению мира в регионе.
Правда, на основании каких принципов должны строиться эти отношения в отсутствие основополагающих договоренностей, урегулированного статуса и т.д., Гукасян не пояснил, зато заявил, что политическое руководство Азербайджана исчерпало свой конструктивный ресурс, поскольку оно отвергает все последние предложения международных посредников. В то же время, подчеркнул Гукасян, рано или поздно руководству Азербайджана придется сесть за стол переговоров и обсудить пути достижения мира.
Судя по всему, нынешний визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион был прежде всего продиктован стремлением доказать, что Минская группа вовсе не сидит сложа руки. Во всяком случае французский дипломат Филипп де Сурмэйн прямо заявил, что Минская группа в течение всего этого времени не сидела сложа руки, и отчитался – правда, очень кратко – о проделанной работе.
По его словам, сопредседатели провели переговоры в Лиссабоне с будущим действующим председателем ОБСЕ – министром иностранных дел Португалии Гама, а также намерены посетить Бухарест, где встретятся с нынешним действующим председателем ОБСЕ – главой румынского МИД Мирчой Джоанэ.
Однако традиционными уверениями в собственной активности, поддержке обеих сторон посредникам вряд ли удастся восстановить былой авторитет переговоров в рамках ОБСЕ. В самом деле, в 1994 году, в первые дни после подписания соглашения о прекращении огня и “Контракта века”, в Азербайджане большинство надеялось, что нормы международного права – на стороне Азербайджана, присутствие иностранных компаний обеспечит за рубежом политическую поддержку и Азербайджану удастся добиться справедливого урегулирования конфликта путем переговоров в рамках ОБСЕ.
Отчасти эти надежды подпитывались пропагандистской шумихой вокруг заявления действующего председателя ОБСЕ на Лиссабонском саммите этой организации. Теперь уже ясно, что они не оправдались.
Однако посредники из числа сопредседателей Минской группы пока что не проявили готовности откорректировать собственную риторику с учетом изменившихся условий. Поэтому сетования, что визиты в регион оказываются слишком краткими, возможно, имеют под собой основания.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год