Ч.МАМЕДОВ
Второй раз в этом году президенту страны Гейдару Алиеву пришлось вносить поправки в пресловутую статью 15 закона “О рекламе”. На этот раз – с той лишь разницей, что указ главы государства о применении закона “О внесении изменений в статью 15 закона Азербайджанской Республики “О рекламе”, был сопровожден разрешительными правилами на распространение рекламы. В свою очередь в последних подробно оговариваются все особенности и нюансы разрешений (соглашений) на размещение наружной рекламы на улицах, дорогах и в придорожных зонах, а также на транспортных средствах и в почтовых отправлениях.
Если оставить в стороне такие “тонкости” упомянутых правил, как размещение рекламы на воздушных шарах и аэростатах, то ничего дельного в более приземленный в сравнении с ними и давно тлеющий конфликт немощных муниципалитетов и всесильной по-прежнему исполнительной власти (ИВ) Баку они не внесли. А суть конфликта уже широко известна: муниципалитеты, как это изначально повелось, а с мая сего года и вопреки новой редакции пункта 4 той же статьи 15, оказались напрочь лишены возможности использовать прибыль от рекламы, размещенной “на землях, зданиях и других объектах, находящихся в муниципальной собственности”.
Хотя закон однозначно гласит, что взнос, выплачиваемый на договорной основе распространителем такой рекламы, …”перечисляется на счет соответствующих муниципалитетов”.
Как считают некоторые “муниципальщики”, пока речь шла о становлении муниципалитетов, у ИВ столицы была солидная фора для того, чтобы “прирасти душой и телом к доходам от рекламы”, а теперь эти “родственные узы” не разорвать даже закону.
Комментируя “Эхо” ситуацию вокруг проблемы, глава Ясамальского муниципалитета Ильгар Алиев отметил, что по существу прибылью от рекламы в столице ИВ Баку распоряжается сегодня по своему усмотрению.
“Никто, собственно, не спорит с тем, что размещение рекламы и ее “эстетическое соответствие облику города” находятся в ведении Управления рекламы и информации департамента архитектуры и градостроительства ИВ. Но ведь муниципалитеты, как и государственные органы, имееют свой бюджет, который также утверждается на основе планируемых мероприятий и задач. Получается, что на 247 гектарах муниципальных земель Ясамальского района расположены, кроме муниципальной собственности, также государственная и частная. По закону, доходы от рекламы на своих объектах последние забирают себе, плату с автостоянок – “Азеравтонаглийат”, а кровные рекламные деньги муниципалитетов – исполнительная власть столицы. Хорошенькое дельце…”
По сообщению агентства “Туран”, с самого начала своей деятельности нынешняя ИВ Баку всеми доступными средствами пыталась сохранить монополию на рынке уличной рекламы. А своим августовским распоряжением администрация города фактически узаконила запрет муниципалитетам заниматься рекламной деятельностью.
В свою очередь, как передает агентство, председатель Союза рекламистов Азербайджана (СРА) Гаджиами Атакишиев выразил обеспокоенность тем, что под различными предлогами в столице, имевшей ранее до 1,2 млн. долларов прибыли от рекламы, ныне повсеместно демонтируются рекламные щиты и постеры.
Впрочем, этого не отрицают и в мэрии города, объясняя стремлением “подогнать” рекламное оформление под эстетические потребности столицы. А значит, противостояние: столичная мэрия – муниципалитеты переходит в новую фазу. И чтобы разрешить его окончательно, руководству страны, вероятно, придется еще не раз “возвращаться” или к закону “О рекламе”, или к закону “О муниципалитетах”, а то и сразу к обоим этим документам, вместе взятым.
Примечательно в этой связи, что, несмотря на общность данной проблемы для всех столичных муниципалитетов, подавляющее большинство из них предпочитает бороться “за правду” в одиночку. Причем есть и такие, которых создавшееся положение в рекламном деле вполне устраивает…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год