Р.Насиров
По данным агентства “Туран”, подготовленный Национальным банком Азербайджана (НБА) законопроект “О внесении изменений и дополнений в закон АР “О валютном регулировании” направлен на предотвращение ввоза в страну “грязных” денег. “Необходимость в принятии такого закона назрела в связи с проводимой в мире борьбой с терроризмом и наркобизнесом, – заявил на заседании парламентской комиссии по экономической политике зампред правления НБА Вадим Хубанов.
Законопроект предусматривает предъявление Государственному таможенному комитету (ГТК) при ввозе в страну свыше 50 тыс. долларов наличными справки банка, в котором эта сумма получена. Такая же справка должна быть представлена при перечислении за границу валюты свыше 50 тыс. долларов, ввезенной ранее в Азербайджан наличными.
Таким образом, по мнению Хубанова, принятие данного законопроекта косвенным образом может послужить росту безналичных операций при ввозе валюты, увеличив тем самым валютный оборот банков. Одновременно с этим Нацбанк ведет исследования на предмет ограничения обналичивания средств с дебетовой пластиковой карточки.
Инициатива НБА рассчитана прежде всего на облегчение регулирования курса валют в Азербайджане – увеличится доля банковского вклада в дело валютного обращения, а поскольку все коммерческие банки страны находятся под жестким “колпаком” НБА, то главному банку страны будет легче проводить регулирование валютного сектора.
С другой стороны, можно ожидать, что приток валюты в Азербайджан уменьшится. Ведь основными поставщиками наличных долларов в страну являются сограждане, проживающие на территории России. И подавляющая их часть занимается там торговой деятельностью, причем в качестве физических лиц.
Понятно, что обращаться в банки для перевода валюты им ни к чему, они предпочитают вести торговлю наличными. Часть этих денег и прибывает в Азербайджан. По данным российской стороны, речь идет о сотнях миллионов долларов. Так, в разгар визовых страстей между странами президент РФ Путин утверждал, что ежегодно граждане Азербайджана вывозят из этой страны порядка 1,5 млрд. долларов. Наши независимые эксперты апеллировали примерно к таким же суммам.
Если эти цифры верны (при отсутствии в Азербайджане официальной статистики по этому поводу, не верить Путину нет никаких оснований), то получается, что теперь любой из наших сограждан, желающий ввезти в республику 50 или более тысяч долларов столкнется с еще большими проблемами. Во-первых, законодательство России ограничивает вывоз наличной валюты в пределах 1000 долларов.
Можно представить, на какие ухищрения приходится идти желающим вывезти больше валюты. А теперь вдобавок ко всему они должны будут вложить деньги на счета российских банков, затем снять их и при этом обзавестись заветной справкой для азербайджанской таможни. Абсурд какой-то.
Есть основания думать, что мало кто пойдет на это. Да и российские банки таких справок не дают.
По мнению независимых экспертов, нововведение противоречит одному из недавних распоряжений президента, согласно которому ни одно ведомство в Азербайджане не может требовать предъявления источника поступившей в страну валюты. Однако все они сходятся во мнении, что если даже поправка в закон “О валютном регулировании” все же будет принята, то наличности в Азербайджане меньше не станет. Любой из местных коммерческих банков, имеющий на валютных счетах средства, сможет запросить их в зарубежных банках.
И еще одни нюанс. В Азербайджане можно по пальцам сосчитать банки, занимающиеся ввозом наличной валюты. Во всяком случае независимые эксперты утверждают, что их меньше 5. Именно на них приходится львиная доля оборота банковской наличности. Остальную наличность можно смело отнести к нелегальному обороту. Это те самые деньги, которые попадают в страну минуя (или просачиваясь за определенные барыши) российскую и азербайджанскую таможни.
Что касается лиц желающих в будущем ввозить в страну наличность в размере больше 50 тыс. долларов, то эксперты советуют им совершать операцию поэтапно – в первый раз привести 49 тыс. 99 долларов – это освободит от предъявления каких-либо справок на таможне.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год