И.ЮСИФОГЛУ
Более месяца прошло со дня обнародования Хартии “четверки”, принципы которой признаны общественностью Азербайджана общенациональными.
Напомним, что Хартия содержит три принципа: все оккупированные территории Азербайджана должны быть освобождены, государственная территориальная целостность восстановлена; вынужденные переселенцы должны возвратиться на постоянные места проживания, их безопасность должна быть гарантирована; армянской и азербайджанской общинам Карабаха может быть предоставлен статус самоуправления, однако полномочия, обеспечивающие государственный суверенитет Азербайджана должны оставаться в ведении высших органов государственной власти.
После 15 сентября, когда Хартия была направлена на рассмотрение президента Гейдара Алиева, о ней казалось бы забыли.
Однако похоже, этот документ начинает обретать свойство, необходимое для претворения в жизнь любого судьбоносного документа. А именно – легитимность.
Как сообщил “Эхо” экс-глава МИД Азербайджана Тофик Зульфугаров, Хартия стала основной темой диспутов между представителями азербайджанской и армянской общественности, прошедшей на днях в Подмосковье. Семинар, посвященный карабахскому конфликту, был организован Центром стратегических исследований (Россия) совместно с Центром Катеринга (США). Азербайджанскую сторону представляли Т.Зульфугаров, Ибрагим Гулиев (член-корреспондент НАН), Руфат Агаев (экс-мэр Баку) и др. Армянскую – Арам Саркисян (экс-советник президента РА), Сурен Золян и др. В работе семинара также участвовали личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик, экс-замгоссекретаря США Гарольд Сондерс.
На семинаре, говорит Т.Зульфугаров некоторые участники заявили, что представляют Нагорный Карабах. Однако после протестов азербайджанской стороны организаторы предупредили, что каждый участник дискуссий выступает только от своего имени.
Дискуссия строилась в ключе сравнений и обсуждений армянской и азербайджанской платформы по урегулированию конфликта. Отметим, что платформы по сути взаимоисключающи. Армянская сторона требует: отсутствия вертикального подчинения Нагорного Карабаха Азербайджану; не согласна с тем, чтобы НК оставался анклавом; требует гарантий безопасности НК со стороны международного сообщества.
Несмотря на это, представители как армянской, так и азербайджанской общественности сошлись в следующем: ситуация в регионе все более приобретает взрывоопасный характер. Безрезультатные переговоры, отмечают они, способствуют утверждению мнения о бесперспективности мирного урегулирования конфликта.
В пользу возобновления боевых действий работает также фактор “усталости” населения региона в первую очередь беженцев и вынужденных переселенцев в Азербайджане от нерешаемости конфликта.
Вместе с тем, отмечает Т.Зульфугаров, участники встречи остались при своих позициях, квинтэссенцией которых являются две взаимоисключающие общенациональные платформы враждующих стран.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год