М.БАГИРОВ
Вчера видные азербайджанские правоведы и психиатры собрались на научно-практическую конференцию, организованную не Советом Европы, ОБСЕ или ООН, как это стало модным в последнее время, а отечественными научными структурами, в частности Институтом по правам человека Национальной академии наук (ИПЧ), юридическим факультетом БГУ и Американской ассоциацией юристов.
На конференции рассматривалось далекое от полной изученности в юриспруденции направление, а именно – проблемы совершенствования предварительного расследования и защиты лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Малозначимой данную тему может назвать лишь человек, не знакомый с результатами специальных научных исследований. Последние же, как сообщил член экспертного совета ИПЧ, завкафедрой криминалистики и оперативно-розыскной деятельности БГУ Кямиль Салимов, говорят о том, что в Азербайджане 30% из общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности, страдали психическими расстройствами. Они были признаны ограниченно вменяемыми, поскольку в азербайджанском законодательстве существует специальная норма – статья 22 УК, предусматривающая уголовную ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость.
Однако, по мнению директора ИПЧ Ровшана Мустафаева, правоведам пора серьезно заняться данной категорией обвиняемых, поскольку до сих пор криминалистика разрабатывала свои рекомендации, которые относятся исключительно к лицам вменяемым, то есть психически полноценным участникам уголовного процесса (обвиняемым, свидетелям, потерпевшим). В итоге права и свободы психически нездоровых граждан сегодня, как выясняется, защищены меньше остальных.
Данный вопрос нельзя рассматривать в отрыве от проблемы психического здоровья населения. По словам и.о. декана юрфака БГУ Намика Алиева, пятая часть населения Азербайджана (1,6 млн. человек) подвержена психопатическим неврозам и стрессам и нуждается во врачебной консультации. А число тех, кто страдает стойкими психическими заболеваниями, превышает 200 тысяч человек.
Не удивительно, что проблема вызвала неподдельную озабоченность у азербайджанских парламентариев, принявших даже специальный закон “О психическом здоровье”. В ходе его обсуждения депутаты сошлись во мнении, что многие психические больные склонны к совершению опасных для общества действий, и в то же время признали, что эта категория граждан – самый незащищенный слой населения.
Более того, депутаты признали, что психиатрия – очень опасное оружие для осуществления психических репрессий. Речь идет о борьбе власти с диссидентами, когда инакомыслящих помещали в психиатрические учреждения (опыт СССР). Однако, отдавая себе отчет в том, что дурной пример заразителен, меджлисмены решили оградить общество от подобных злоупотреблений власти и выступили за создание специального механизма правового регулирования в этой области.
К тому же не внушает доверия само состояние психиатрических учреждений в современном Азербайджане. По оценке главного психиатра Азербайджана, завкафедрой психиатрии Медицинского университета Агабека Султанова, оно более чем неприемлемое.
Впрочем, в доработке нуждается и отечественное законодательство. По этой причине под занавес конференции ученые приняли рекомендации для рассмотрения в Милли меджлисе. Они сочли необходимым внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, которые бы улучшили правовое положение лиц с аномалиями психики.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год