“Формула-1” глазами Хуана Пабло Монтойи

Колумбиец Хуан Пабло Монтойя ворвался в мир “Формулы-1” из американской серии CART столь безапелляционно, словно провел в нем всю карьеру. Формально Монтойя стал пилотом “Уильямса” в 1997 году, подписав с Фрэнком Уильямсом долгосрочный контракт, однако сначала прошел через дочернюю “Формулу-3000”, а затем и через заокеанский CART, где уже в год дебюта с блеском выиграл чемпионское звание. Мало кто сомневается, что с появлением Монтойи исход чемпионата мира “Формулы-1” перестанет казаться предрешенным и позиции Михаэля Шумахера пошатнутся. В прошедшем сезоне колумбиец довольствовался локальными триумфами над немецким пилотом и шестым местом в общем зачете. Однако успел намекнуть, что через год вмешается в спор за чемпионский титул.

Американский опыт

– Прежде чем попасть в “Формулу-1”, я провел два трудных, очень поучительных года в Америке, в серии CART. За это время приобрел невероятную уверенность в собственных силах: научился как побеждать, так и держать удар. И в прошлом году, и в этом чемпионате моя машина нередко испытывала технические проблемы, но борьба с ними только укрепила мою психологию. Кстати, по ходу чемпионата БМВ-“Уильямс” прилично прибавил в надежности. Еще приходилось слышать, что в “Формуле-1” я стал мастеровитее. Не думаю, что это так. Нельзя же сказать, что в CART я жал на педаль газа с меньшим усердием, нежели здесь. Дело в другом. Каждый раз, когда я садился за руль “Уильямса” – на тренировках, тестах или во время гоночного уик-энда, я открывал для себя что-то новое.

Сам по себе

– Главное отличие “Формулы-1” от CART – необходимость постоянно уделять повышенное внимание настройке машины. В Америке, если я выбрал недостаточно верные настройки, то мог за счет резины и дополнительной акселерации наверстать упущенное. В “Формуле-1” “слик” не используется, резина с канавками не прощает мелких недоработок, разбалансированности. Неожиданным было и то, что на переключение передачи в болиде “Формулы-1” требуется так мало времени – всего четыре тысячных секунды! И вообще болид “Формулы-1” гораздо больше напичкан электроникой, что увеличивает объем работы и аналитики.

Приятным удивлением для меня стали и результаты, которых удалось добиться. Откровенно говоря, не ожидал, что уже в год дебюта я выиграю первый Гран-при и несколько раз окажусь быстрее всех во время квалификации. С другой стороны, неприятным сюрпризом оказалась атмосфера “Формулы-1”. На первых порах было сложно смириться с тем, что отношения между пилотами так напряжены – даже словом обмолвиться не с кем. В CART все было иначе, атмосфера гораздо дружелюбнее – я мог спокойно подшучивать над своими коллегами, так же, как и они надо мной. В “Формуле-1” ты сам по себе.

Ральф

– Мне часто задают вопрос: “Кто будет первым номером “Уильямса” на следующий год – ты или Ральф Шумахер?” На самом деле в такой команде, как “Уильямс”, это не имеет определяющего значения. Фрэнк Уильямс воспринимает нас с Ральфом как равных, и это закономерно. В первой части сезона Ральф за счет своего опыта был конкурентоспособнее, но во второй половине, мне кажется, я отыгрался.

Статус первого номера важен для малобюджетных команд, которые не в состоянии иметь два конкурентоспособных болида. “Уильямс” в состоянии. И, кстати, “Феррари” тоже в состоянии. Почему-то принято считать, что Михаэль Шумахер априори имеет преимущество над Баррикелло в технике. Но ведь на “Феррари” Шумахера не стоит более мощный двигатель! И на Шумахера, и на Баррикелло работают одни и те же инженеры и механики. Единственная привилегия Шумахера в “Феррари” в том, что в его распоряжении всегда находится резервный болид.

Михаэль

– С момента появления в “Формуле-1” я не выделял Михаэля Шумахера из числа остальных пилотов. Я пришел сюда не ради того, чтобы обыграть Шумахера, а потому, что мне нравятся автогонки. Если бы мои мысли были заняты Шумахером, я не мог бы сконцентрироваться на машине. Посему посвятил сезон серьезной работе над болидом, ведь известно, что любая кропотливая и усердная работа дает плоды. Несколько раз мне удалось обыграть Михаэля, и это не было простым делом. Шумахер – очень быстрый и в то же время упрямый пилот с огромным опытом.

Вызов

-Я не жалею, что оказался в “Формуле-1”, ведь мечтал попасть сюда с детства. Тем более глупо жалеть, когда ты выступаешь за БМВ-“Уильямс”, команду, которая постоянно эволюционирует. Такой шанс проявить себя на высшем уровне выпадает не каждый день. И я намерен максимально его использовать. В Америке я добился чего хотел: стал лучшим новичком года, чемпионом мира. “Формула-1”, – это новый вызов и новые задачи, решать которые намного тяжелее, но и намного интереснее.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: